Информацию, содержащуюся в социолограммах профессий можно по моему мнению применять для профессионального ориентирования, изучения рынка труда и образовательных услуг, а также для модификации профессиограмм. Ниже будет представлен опыт этого их использования.
Применение социолограмм профессий для профессионального ориентирования . Если говорить о выборе профессии людьми, то можно утверждать, что он формируется через идеал профессии, который не является, однако единственным и определяющим критерием выбора профессии. Процесс воспитания и стихийной профессиональной ориентации - это процесс передачи этой "любви к своему делу" следующему поколению. При этом если подрастающему поколению попадется сильно любящая свое дело личность-специалист, то она с высокой вероятностью передаст ее ему. Поэтому в современном профессиональном ориентировании необходимо дополнить процесс влияния любящей свою профессию личности специалистом профориентатором, который бы внес немного трезвого отношения к выбору профессии.
Для полноценного адекватного выбора профессии в современном обществе необходим специалист-профконсультант. Исследования показывают, что среди них много лиц с педагогическим, психологическим и прочим, но не социологическим образованием. В практике их работы используются частные и комплексные профессиограммы. Однако в арсенал средств, которыми должны пользоваться профконсультанты, а также специалисты по рынку труда, обязательно должны войти социологические технологии, в том числе и социологические профессиограммы (социолограммы профессии). Однако, профконсультанты, как правило, не имеют времени для их составления. Поэтому им необходимо помочь прикладным социологам.
Социолограммы представляются в нескольких формах, предназначенных для разных аудиторий и целей. Для профессионального ориентирования молодежи предназначаются простые, облегченные, написанные доступным языком сборники социолограмм по наиболее популярным для молодежи профессиям. Для лиц, не имеющих работы, пришедших в службу занятости за помощью можно предложить также написанные простым языком сборники социолограмм рабочих профессий и должностей служащих. Для выпускников вузов необходимы справочники социолограмм помогающие им при трудоустройстве с расширенными темами о возможных местах работы. Для абитуриентов и в курсах «Введение в специальность» пригодятся облегченные социолограммы по специальностям по которым проводится обучение в данном органе образования по которым можно дать представление о положении профессии на региональном рынке труда.
По социолограммам профессий можно анализировать и прогнозировать рынок труда, так как в ее содержании есть материалы, дающие искомую информацию. К ним относятся разделы «рынок труда по профессии», «причины выбора профессии», «пути приобретения профессионального образования», вопросы о прогнозе востребованности профессии на рынке труда, о применимости профессии в различных сферах деятельности и о смежных наиболее близких профессиях. Для проведения этого анализа сгруппируем социолограммы профессий по различным сферам - ремесленным профессиям, образованию, медицине, юриспруденции. Для анализа рынка труда будем сравнивать соответствующие разделы социолограмм профессий между собой. Будем обращать внимание, прежде всего на три качества профессии и/или сферы деятельности и занятия – вход в профессию (имеет ли значение для профессии получение профильного образования), рынок профессии (индикатор - возможные места работы и устойчивость в профессии), и выход из профессии (индикатор - смежные профессии). О прогнозировании рынка труда можно судить по индикатору конкуренции и перспективности в профессии. Для облегчения техники анализа можно применить таблицу-матрицу с указанными характеристиками из опросника социолограмм профессий по каждой профессии 1 .
По социолограммам профессий можно изучать региональные рынки образовательных услуг. Региональный рынок образовательных услуг можно изучать разными способами. С одной стороны, можно пронаблюдать сеть образовательных учреждений, выявить номенклатуру специальностей, по которым осуществляется обучение, определить количественные составы учащихся по учебным заведениям, далее сконцентрироваться на эффективности профессионального обучения по критерию качества даваемого образования и по успешности трудоустройства выпускников. Эти проекты частично были реализованы нами ранее 2 .
С другой стороны, можно сконцентрироваться на изучении профессионалов, на полученных ими образовательных навыках, на учебных заведениях, которые они окончили. В данной работе я хотел бы остановиться на последнем способе изучения регионального рынка образовательных услуг.
В настоящее время на рынке образовательных услуг присутствует две системы образования – первая государственная, финансируемая из российского бюджета, вторая - коммерческая, финансируемая самими обучающимися и спонсорами. Причем вторая форма образовательных учреждений частично внедрена в первую: почти все современные государственные учебные заведения имеют платные формы обучения. В основе коммерческой образовательной системы находятся рыночные принципы свободного выбора абитуриентами профиля специальности для обучения, нахождения способов финансирования своего образования и обеспечения занятости выпускников. Ситуация с первой системой совершенно иная. У государственной системы образования множество проблем – и финансирование, и выбор, перестройка специальностей для обучения, и решение кадровых проблем, и осуществление процедуры приема в учебное заведение, и проблемы трудоустройства выпускников.
Мы проанализировали образовательные навыки работников государственной и муниципальной службы 3 . Можно отметить, что рынок образовательных услуг в Саратове для этой категории работников (которых называют «госслужащими», чиновниками) охватывает Поволжская академия государственной службы, Саратовский социально-экономический университет, Саратовская юридическая академия, Саратовский государственный университет и Саратовский технический университет. Этот рынок образования в высокой степени насыщен. Многие сотрудники имеют базовые образовательные навыки, отличные от их настоящей деятельности. Можно отметить, что госслужащих можно разделить на два типа – «стариков», кто попал на работу или в момент организации нынешней системы государственного управления или посредством личных связей и знакомств при формировании управленческих команд, и - «молодежь», кто обучался в 90-х годах уже в профильных учебных заведениях и получил навыки, адаптированные для работы в сфере государственного управления. Поэтому скажем, что на этот престижный, пользующийся высоким спросом сегмент рынка труда косвенно работают и другие высшие государственные и коммерческие учебные заведения. В этой сфере налажена достаточно стройная система повышения квалификации.
Мы применяли описываемые материалы в рамках межведомственной программы Минтруда и Минобразования РФ по содействию занятости выпускников вузов4 . Поволжский межрегиональный учебный центр Минтруда РФ (г. Саратов) работал над созданием территориальной сети содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. Целью программы было создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда. Были созданы специализированные информационно-консультационные пункты в ряде вузов и службе занятости Саратова, подготовлено научно-методическое обеспечение для региональной сети социальной адаптации и содействия трудоустройству выпускников, сформирована информационная сеть региональной системы социальной адаптации и содействия трудоустройства выпускников, включающая банк рабочих мест для выпускников. Проводится рекламная и маркетинговая деятельность.
В рамках программы проводилась огромная социологическая работа. В том числе были подготовлены и адаптированы социолограммы профессий по основным видам профессиональной деятельности для выпускников учебных заведений, которые затем применялись в консультации по профессиям. Анализируется состояние и прогнозирования рынка труда по социолограммам профессий и доступным источникам, проводятся социологические опросы работодателей на предмет форм возможного трудоустройства выпускников, выявляются профессиональные предпочтения выпускников учебных заведений в режиме мониторинга.
В заключении я хочу предложить использовать материалы социолограмм профессий для эффективного отбора, подготовки и содействия занятости студентов .
1 См.: Константинов С.А. Социологические технологии изучения профессий//Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001 года). Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. С.61-68
2 Константинов С.А., Константинова Л.В. Профессиональные предпочтения молодежи: Методические рекомендации по проведению социологических исследований. – Саратов: Изд-во Поволж.межрегион. учеб.центра Изд-во ПМУЦ, 1997. –44с. Константинов С.А., Гаврилов А.П., Евдокимова Л.П., Иванова И.Н. Методика эффективности профессионального обучения безработных. – Саратов: Изд-во Поволж.межрегион. учеб.центра. 1997. -56с.
3 Статья «Изучение региональных рынков образовательных услуг с помощью социолограмм профессий», находится в печати
4 Константинов С.А. Анализ и прогнозирование рынка труда (по материалам социолограмм профессий)//Проблемы формирования системы социальной адаптации и содействия трудоустройству учащихся и выпускников учреждений профессионального образования: Материалы учеб.-метод. семинара (18-22 июня 2001 г.). – Саратов: Изд-во Поволж.межрегион. учеб.центра, 2001.С.236-239