Я не особый поклонник поэзии. С годами как-то становишься равнодушен к стихам. Гораздо большее впечатление они производили на меня в юности. Я тогда не только читал стихи, но и писал их сам. Если говорить о моих юношеских предпочтениях, то больше всего мне нравились стихи российских поэтов "серебряного века". Но всё это уже в далёком прошлом. Сейчас я изредка перечитываю только одного поэта - Сашу Чёрного. Просто, для того, чтобы поднять себе немного настроение. А было время, когда Саша Чёрный смешил буквально всю Россию. По словам Чуковского, каждая курсистка или врач, студент или инженер, учитель или адвокат могли рассказать наизусть его стихи. Как только выходил новый номер журнала "Сатирикон", читатели сразу же начинали искать в нём стихотворения Саши Чёрного. Такова была популярность этого поэта.
Именно годы работы в "Сатириконе" (1908-1912 гг) были наиболее счастливыми в писательской жизни Саши Чёрного. Никогда больше, ни раньше, ни потом, стихи его не имели такого успеха. И если кому-то после прочтения этой статьи захочется почитать Сашу Чёрного, то нужно читать стихи, написанные как раз в указанные выше годы - это его лучшие произведения (большинство из этих стихотворений вошли в сборник "Сатиры"). Они буквально поражают тем, как автор легко, игриво и точно чеканит в них свои образы и мысли. После прочтения этих стихотворений вам, скорее всего, захочется почитать и другие его стихи, но не стоит этого делать, чтобы не разочаровываться. В общем, более ранние или более поздние стихи Саши Чёрного можно не читать, от этого вы точно ничего не потеряете.
Между тем, сам Саша Чёрный не был весельчаком, и судьба его тоже не баловала. Это был невысокий, худощавый, узкоплечий человек со впалой грудью и тонкой шеей. Лицо у него было без улыбки. Среди яркой компании сотрудников "Сатирикона" он казался чужим, никогда не участвовал в их шумных разговорах и не смеялся их шуткам. Жил он в плохо обставленной полутёмной петербуржской квартирке со своей женой, Марией Васильевной, которая была старше поэта. Чуковскому, который бывал у них дома, казалось, что Александр Михайлович слегка побаивался свою супругу. Есть одна фотография, сделанная уже в эмиграции (после революции Саша Чёрный перебрался во Францию), где семейная пара запечатлена вместе. Так вот, глядя на эту фотографию, на Марию Васильевну, действительно по спине пробегает некий неприятный холодок боязни. Такая вырисовывается картина.
Большинство стихотворений Саши Чёрного написаны от лица разочаровавшегося во всём на свете русского интеллигента начала 20 столетия. Считается, что это литературная маска, которую нельзя отождествлять с личностью самого поэта. Но мне почему-то кажется, что вот эти строки Саша Чёрный написал не от лица маски, а именно о самом себе:
Дорогой мой, шепни мне сквозь сон по секрету,
От чего ты так страшно и тупо устал?
За несбыточным счастьем гонялся по свету
Или, может быть, землю пахал?
Дрогнул рот, разомкнулись тяжёлые вежды,
Монотонные звуки уныло текут:
"Брат! Одну за другой хоронил я надежды,
Брат! От этого больше всего устают.
Были яркие речи и смелые жесты,
И неполных желаний шальной хоровод.
Я жених не пришедшей прекрасной невесты,
Я больной, утомлённый урод".
Роман Горького "Жизнь Клима Самгина"