Найти тему

Четыре имени Ивана Грозного

Панагия Ивана Грозного с изображением Иоанна Предтечи. Источник: ММК
Панагия Ивана Грозного с изображением Иоанна Предтечи. Источник: ММК

Как пишут А. Литвина, Ф. Успенский в работе «Русская христианская двуименность… »: «Русское Средневековье … целиком и полностью окрашено многоименностью, своеобразной полифонией имен собственных – во всяком случае, так обстояло дело со времен крещения страны вплоть до начала XVIII столетия».

Почему у человека в Средневековье было несколько имен? Здесь срабатывали три фактора. При крещении имя подбиралась по готовым церковным месяцесловам, в которые были занесены имена святых. Но при этом никто не отменял и традиционные родовые некалендарные имена. Исследователи приводят такой пример: «Князь Владимир, креститель Руси, при обращении получает имя Василий, один из его сыновей, Ярослав, становится Георгием, а его внуки носят имена Изяслав и Дмитрий, Святослав и Николай, Всеволод и Андрей, посадник Остромир, заказчик знаменитого Евангелия, был, как известно, еще и Иосифом».

Еще одно христианское имя могло появиться при пострижении в монашество. Таким образом, у человека могло быть как минимум три имени – данное по приходу в мир, данное родственниками и данное по уходу из мира.

Рассмотрим феномен многоименности на примере Ивана Грозного, которому посвящен единственный музей в мире – «Александровская слобода», и его семьи. Деда царя нарекли христианским именем Иван, но он также упоминается по дате рождения на память апостола как Тимофей. Об этом сообщает Воскресенская летопись: «В лето 6948. Родися великому князю сын Иван генваря 22 (на память апостола Тимофея). Русский хронограф сообщает о кончине Ивана III следующее: «Преставися благоверный и христолюбивый великий князь Иван Васильевич всея Руси, рекомый Тимофей».

В источниках указывается и второе имя отца Ивана IV великого князя Василия Ивановича – Гавриил: «Того же лета родися великому князю сын Гаврило месяца марта 26, и нарекоша имя ему Василеи». Похоже, что причина двойного имянаречения здесь та же: князь родился на день Архангела Гавриила. «Месяца Марта в 25, в 8 час нощи, противу дни собора Архангела Гавриила, родися великому князю Ивану Васильевичю сын от царевны Софии нареченъ бысть Василей Парийский». Княжич был крещен 4 апреля, а память св. Василия Парийского приходится на 12 апреля. Перед кончиной Василий III был пострижен с именем Варлаам.

Что же касается самого Грозного царя, то у него было целых четыре имени: Иоанн-Тит-Смарагд-Иона.

Иван Грозный появился на свет 25 августа, на память апостола Тита, за четыре дня до праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа). Почему же его не назвали Титом? Все же апостол и ученик апостола Павла, епископ Крита, удостоенный отдельного послания, вошедшего в Новый Завет. Дело в том, что в роду Рюриковичей были приняты династические имена, и Тит в них никак не вписывался.

При жизни царь раздавал по монастырям заздравные корма «на Титов день» и «на Усекновение честные главы Ивана Предтечи». Не удивительно, что, как пишет М.М. Постникова-Лосева, автор научных трудов о русском ювелирном искусстве, на лицевой стороне панагии Ивана Грозного был вырезан барельеф Иоанна Предтечи, а на оборотной - изображение апостола Тита.

Перед смертью самодержец был пострижен с именем Иона. Традиционно пару с крестильным составляло имя созвучное. Сравните у его отца: Василий – Варлаам.

А какое отношение к царю имеет имя Смарагд? Сложно сказать даже историкам: «… Иван IV был известен современникам и потомкам как Иоанн Васильевич или Иоанн Грозный, а другие имена (Тит и Смарагд) появляются лишь в отдельных текстах той эпохи. Так, например, в «Похвальном слове великому князю Василию III » читаем: «Роди бо ся им чядо сын и наречен бысть в святом крещении Иван Змарагд». Каково в данном случае происхождение этого наименования Смарагд и было ли оно именем или прозвищем, сказать не беремся…».

Мерная икона Св. Димитрия Солунского, покровителя Дмитрия Угличского. Источник: Википедия.
Мерная икона Св. Димитрия Солунского, покровителя Дмитрия Угличского. Источник: Википедия.

Что же касается царских сыновей, то первый – от Анастасии Романовны – и последний – от Марии Нагой – носили имя Дмитрий. Как пишут А. Литвина и Ф. Успенский: «… имя Дмитрий у Рюриковичей могло фигурировать как в качестве крестильного, так и в качестве некрестильного родового…». Есть версия, что сын Грозного назван в честь Дмитрия Донского.

О Дмитрии-первом сохранилось немного сведений. По недосмотру няньки он утонул в младенческом возрасте в Шексне. Некоторые исследователи считают, что он был рожден в день памяти Св. Дмитрия Солунского 26 октября или близко к этой дате. Второй Дмитрий – Угличский был также крещен в честь Дмитрия Солунского, а вторым его именем стало Уар, на память которого (19 октября) он родился.

Мерная икона Св. Иоанна Лествечника, покровителя Ивана Ивановича. Источник: Википедия.
Мерная икона Св. Иоанна Лествечника, покровителя Ивана Ивановича. Источник: Википедия.

Рожденный 28 марта, сын Грозного Иван был назван в честь другого святого - Иоанна Лествичника, память которого отмечается 30 марта. О других его именах в средневековых текстах ничего не сообщается. Но М.М. Постникова-Лосева пишет, что на панагии его крестного митрополита Макария на лицевой стороне был изображен Иоанн Лествичник, а на оборотной – свв. Марк Арефусийский и Кирилл Диакон (их день памяти приходится на 11 апреля) .

Это становится понятно, если принять во внимание дату крещения царевича Ивана. В летописи написано: «А крещен в третью неделю после Пасхи в апреле в 15 день в Чудовом монастыре в Москве, у чудотворных мощей Алексия чудотворца, в церкви Пречистой Богородицы честного Ее Благовещения; а принял его от купели митрополит Макарий всея Руси…».

Мерная икона Св. Феодора Стратилата, покровителя Федора Ивановича. Источник: Википедия.
Мерная икона Св. Феодора Стратилата, покровителя Федора Ивановича. Источник: Википедия.

Федор Иоаннович появился на свет 31 мая 1557 г. и был назван в честь св. Федора Стратилата, чья память отмечается 8 июня. На день его рождения приходится память апостола Ерма (Ермия) и мученика Ермия Команского. Как пишут А. Литвина и Ф. Успенский: «…вскоре после смерти царя его супруга, царица Ирина Годунова, жертвует в Архангельский собор Московского Кремля кадило, на котором изображение апостола Ермия соседствует с изображением Федора Стратилата…».

Не случайно, что и венчание на царство Федора Ивановича прошло 31 мая 1584 г.: «И егда приспевшу дню на память святого апостола Еремия и святаго мученика Ерьмия маия в 31 день, в он же бысть рожение его царьского величествия, и повеле великии государь царь и великии князь Федор Ивановичь всеа Руси самодержецъ тогда в навечерии дни того в соборнои церкви митрополиту пети всенощное бдение <...> И маия въ 31 день, в седмую неделю после велика дни, великии государь царь и великии князь Федор Ивановичь всеа руси самодержецъ вышел в Золотую полату на третьемъ часу дни...».

Однако упоминания вторых имен Федора Ивановича в летописях отсутствуют. Удивительно, но, в отличие от его отца, отличавшийся христианским благочестием Федор Иванович почему-то перед смертью не был пострижен в монашеский чин. Об это свидетельствуют и результаты вскрытия их гробниц: Иван Грозный был захоронен в монашеском облачении, а Федор Иванович – в мирском. Кстати, посмертную одежду Федора М.М. Герасимов использовал при создании бюста Ивана IV .

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.