Найти тему
Киносфера

Захороненный корабль найден в английском поместье

Оглавление

В фильме Netflix «Раскопки» рассказывается история англосаксонского корабля, который был обнаружен в Саттон-Ху в 1939 году. «Это была необычная находка во многих отношениях, - пишет Нил Армстронг.

Они начали с первыми лучами солнца. Сильнейший из королевской гвардии, напрягая жилы и натирая грубые веревки, вытащил тяжелый дубовый корабль из реки на берег. А затем, когда восходящее солнце медленно осветило холодный утренний туман, они перекинули судно через равнину к подножию холма. Толпы на склоне молча наблюдали, как они продвигались к вершине и кладбищу, предназначенному для царственных потомков одноглазого бога. Когда судно было перенесено в подготовленную для него траншею, скорбящие положили инвентарь в погребальную камеру в ее центре. Потом над ним возвели курган. И вот корабль лежал, прочно пришвартованный на земле Восточной Англии, но путешествуя во времени, пока, 13 веков спустя, накануне Второй мировой войны, его не обнаружил человек по имени Бэзил Браун.

Невероятная находка, получившая название «Британский Тутанхамон», стала предметом съемок нового фильма Netflix «Раскопки» по одноименному роману Джона Престона. В главных ролях Рэйф Файнс в роли археолога-самоучки Брауна и Кэри Маллиган в роли Эдит Претти, землевладельца, которая наняла его для раскопок таинственных курганов в своем поместье в Саттон-Ху с видом на реку Дебен в Саффолке.

Рэйф Файнс играет роль Бэзила Брауна, археолога-самоучки, который первым сделал открытие под таинственными курганами в Саттон-Ху
Рэйф Файнс играет роль Бэзила Брауна, археолога-самоучки, который первым сделал открытие под таинственными курганами в Саттон-Ху

Милашка, вдова, интересовавшаяся спиритизмом, испытывала чувство к холмам. Считалось, что они произошли от викингов. Один из гостей однажды увидел среди них призрачную фигуру, и о захороненных сокровищах ходили давно рассказанные местные легенды.

Археологический индивидуалист

Браун был гражданином Саффолка, который бросил школу в возрасте 12 лет. Он был сельскохозяйственным рабочим и страховым агентом, но также выучил несколько языков, астрономию и археологию. Это привело к тому, что его наняли археологом в Ипсвичский музей, и именно музей рекомендовал его Притти.

Он начал в июне 1938 года с небольших курганов и нашел доказательства того, что на них совершили набег грабители могил, а также бронзовый диск, предполагающий, что они могли быть раньше, чем эпоха викингов. Когда летом 1939 года он начал восхождение на самый большой холм, когда сгустились тучи войны, он быстро наткнулся на куски железа, которые он определил как корабельные заклепки. И затем он нашел его - удивительное судно длиной 90 футов (27,4 м), достаточно большое, чтобы вместить до 20 гребцов с каждой стороны. Сама древесина растворилась в земле вместе с человеческими останками, но остался четкий отпечаток: корабль-призрак возрастом более тысячелетия.

Находка Бэзила Брауна буквально заставила переписать книги по истории.

Были раскопаны и другие захоронения кораблей, но ничего такого размера. До этого 78-футовое (23,8 м) судно Viking в Норвегии, обнаруженное в 1880 году, было самым большим. Из-за предыдущих находок в другом месте Браун знал, что там мог быть груз погребального инвентаря, и 14 июня он обнаружил то, что, по его мнению, могло быть погребальной камерой - деревянную хижину, которая теперь разрушилась, которая была построена в центре корабль. Но к этому времени люди из Британского музея и Кембриджского университета узнали о его великой находке и всего через несколько дней к ней прислушались. Прежде чем он смог продолжить исследования, его отвели на второй план и отправили на базовую работу. Профессионалы не могли допустить, чтобы местный человек - простой любитель - баловался. Да ведь у этого парня даже не было диплома!

Была привлечена группа археологов, одна из которых, Пегги Пигготт, 21 июля, всего через два дня после своего прибытия, нашла первый кусок золота. Потом нашла еще одну. И вскоре они обнаружили блестящую партию из более чем 250 предметов, для которых выражение «сокровищница» едва ли подходит. Там были сосуды для пиршества, рога для питья и изысканные украшения, лира и скипетр, меч, камни из Азии и серебро из Византии и монеты из Франции (которые помогли датировать клад).

Была создана половинная копия драккара (на фото), но проект по созданию работающей полноразмерной копии все еще находится в разработке
Была создана половинная копия драккара (на фото), но проект по созданию работающей полноразмерной копии все еще находится в разработке

Там была золотая пряжка, на которой были выгравированы причудливо переплетенные змеи и звери - вещь настолько необычная, что хранитель средневековых древностей Британского музея чуть не упал, увидев ее; украшенные драгоценными камнями плечевые застежки и поясная фурнитура; замечательный, богато украшенный шлем с полнолицевой маской - навязчивое лицо какого-то древнего героя, который, казалось, смотрит сквозь века.

Что означало открытие

Находка Брауна буквально заставила переписать книги по истории. Судно и его содержимое, как выяснилось, были из Средневековья, и это открытие пролило свет на те четыре столетия, прошедшие между уходом римлян и прибытием викингов, о которых было так мало известно. Англосаксы, правившие в то время различными королевствами Англии, считались грубым и отсталым народом - почти примитивным, - но здесь были изысканно сделанные предметы исключительной красоты. Это было общество, которое ценило мастерство, ремесло и искусство и торговало с Европой и за ее пределами.

И эти реликвии изощренной, потерянной цивилизации появились, когда нацисты угрожали уничтожением нашей собственной. Ведущий археолог обратился к посетителям с речью, и ему пришлось кричать, чтобы его услышали сквозь рев Spitfire.

Когда писатель и журналист Джон Престон, чья книга о позорном британском политическом деятеле Джереми Торпе, «Очень английский скандал», недавно была адаптирована в популярный телесериал, обнаружил, что Пигготт, его тетя, участвовала в раскопках, он исследовал историю и сразу понял, какой богатый шов это дает писателю. «Раскопки» были опубликованы с большим успехом в 2007 году. Роберт Харрис назвал его «настоящим литературным сокровищем», а Иэн Макьюэн назвал его «очень красивым, захватывающим, изысканно оригинальным».

Продюсер Элли Вуд, которая ранее работала над рядом телеадаптаций, включая «Упадок и падение», «Холодный дом» и «Линия красоты», говорит, что хотела снять киноверсию сразу после прочтения рукописи романа в 2006 году, прежде чем это произошло. был даже опубликован.

Когда раскрывается корабль, меняется и внутренняя жизнь вовлеченных людей, и это то, что мне показалось таким сильным и оригинальным в этой истории - Элли Вуд

«Это было невероятно кинематографично», - говорит Вуд BBC Culture. «Когда раскрывается корабль, меняется и внутренняя жизнь вовлеченных людей, и это казалось мне таким сильным и оригинальным. Я мог почувствовать глубокие эмоции персонажей, хотя они не могут их выразить. Все эти кипящие чувства контролируется британским резервом и классовой структурой. В этом было чувство остатка дня ».

Сценарий написала Мойра Буффини, соавтор сериала «Проститутки». «Элли Вуд прислала мне книгу в 2011 году, я прочитал ее и сразу подумал, что должен написать это», - говорит Баффини. "Это было в тот момент. Вы знаете, что идете к хорошему, когда вы так чувствуете по поводу проекта, и это случается не так часто.

Этот шлем является частью более обширной англосаксонской сокровищницы, обнаруженной в Саттон-Ху
Этот шлем является частью более обширной англосаксонской сокровищницы, обнаруженной в Саттон-Ху

Книга глубоко тронула меня. Когда я закончил читать, я почувствовал себя сытым. Я думаю, что она передает ощущение хрупкости всего, включая нас. Когда я писал сценарий, я пришел к выводу, что акт раскрытия земли - копать, чтобы вскрыть мертвых - в некотором роде открывает всех живых ».

За прошедшие годы с фильмом были связаны разные актеры, в том числе Кейт Бланшетт, а затем Николь Кидман. По сообщениям, Кидман была вынуждена уйти из-за противоречивых рабочих обязательств, и Кэри Маллиган вмешалась в довольно короткий срок.

Вуд говорит, что, хотя на это ушло много времени, ее решимость провести «Раскопки» никогда не колебалась. «Я думаю, это произошло из-за истории Бэзила Брауна», - говорит она. «Из-за классового и интеллектуального снобизма его бесценная работа так долго оставалась незамеченной, и я чувствовал, что очень важно, чтобы больше людей знали, чего он добился».

Продолжающаяся тайна

До недавнего времени имя Брауна не упоминалось в постоянной экспозиции сокровищ Саттон-Ху в Британском музее. Но хотя его решающий вклад сейчас признан, многое остается неясным в отношении захоронения корабля. Кого это чествовало? Главный кандидат - Раэдвальд, могущественный региональный лидер, умерший около 624 года и принадлежавший к династии, которая заявляла о своем происхождении от норвежского бога Водена. Он был первым английским королем, обратившимся в христианство, но при этом был осторожен, чтобы не расстроить языческих богов.

[После прочтения сценария «Раскопки»] я просто заплакал… Я не могу сказать вам почему, но это как-то связано с честностью людей, раскапывающих эту штуку, которая представляет собой что-то, связанное с национальностью - Рэйф Файнс

И какова была природа судна? Был ли это военный корабль или нечто большее, чем государственный корабль - Британия 7-го века? Возможно, мы сможем лучше судить о том, когда проект по созданию действующей полноразмерной копии корабля будет реализован. Это даст нам гораздо лучшее представление, например, о том, как именно он ведет себя на воде. Компания Sutton Hoo Ship's Company стремится построить свое судно и готово к испытаниям через три года и надеется, что The Dig вызовет больший интерес к ее начинанию.

Фильм заниженный, но очень впечатляющий, с потрясающими выступлениями Файнса и Маллигана. Во время недавнего мероприятия, посвященного фильму, Файнс объяснил, как он впервые прочитал сценарий в самолете, «и в конце я был просто в слезах. Я не могу точно сказать вам почему, но это как-то связано с честностью людей, раскапывающих эту вещь, которая представляет собой что-то, связанное с национальностью ».

И нынешние обстоятельства означают, что его изображение мира на грани катастрофы вызывает неожиданный резонанс в самом начале этого проекта.

«Мне действительно интересно, острее ли мы все осознаем нашу собственную смертность, нашу незначительность в великой схеме вещей», - говорит Буффини. «Но я думаю, что есть что-то очень обнадеживающее в идее, что мы являемся звеньями в неразрывной человеческой цепи. Я сказал Бэзилу строчку:« С первого отпечатка руки человека на стене пещеры, мы являемся частью чего-то непрерывного ».