В рамках межведомственной программы Минтруда и Минобразования РФ Поволжский межрегиональный учебный центр Минтруда РФ (г. Саратов) работал над созданием территориальной сети содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. Цель программы: создание системы (то есть комплексной социальной технологии) содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда. Результаты: созданы специализированные информационно-консультационные пункты в ряде вузов и службе занятости Саратова, подготовлено научно-методическое обеспечение для региональной сети социальной адаптации и содействия трудоустройству выпускников, сформирована информационная сеть региональной системы социальной адаптации и содействия трудоустройства выпускников, включающая банк рабочих мест для выпускников. Проводилась рекламная и маркетинговая деятельность.
В рамках программы проводится огромная социологическая работа. Подготавливались и адаптировались социолограммы профессий по основным видам профессиональной деятельности для выпускников учебных заведений (которые затем применяются в консультации по профессиям). Анализировалось состояние и прогнозирования рынка труда по социолограммам профессий и доступным источникам, проводятся социологические опросы работодателей на предмет форм возможного трудоустройства выпускников, выявляются профессиональные предпочтения выпускников учебных заведений в режиме мониторинга. Рассмотрим некоторые сферы деятельности.
В юриспруденции у следователей и юристов важнейшим ограничителем их деятельности играет получение высшего профильного юридического образования. Престижными местами работы для следователей являются прокуратура, налоговая полиция, таможня и работа в крупном городе, а для юристов – опытных такими местами являются работа высшими менеджерами, а для начинающих молодых юристов – работа в сфере финансового бизнеса. Выход за пределы сферы юриспруденции ограничен у этих специалистов.
Рассмотрим сферу образования и воспитания, и профессионалов таких профессий, как обществоведы, социальный работник, воспитатель детского сада, учитель младших классов, учителя-предметники средней школы. Для социального работника и обществоведов обязательно наличие только высшего, не обязательно профильного образования. Для воспитателя детского сада и учителя младших классов обязательно педагогическое, соответственно средне-специальное и высшее образование. Для учителей-предметников желательно профильное педагогическое высшее образование. Обществоведы тяготеют к преподавательской работе в вузе или в крупной исследовательной маркетинговой фирме. Социальные работники могут работать только в системе социальной защиты населения, однако кроме этого могут быть воспитателями, психологами, педагогами в школе. То есть в принципе эти специалисты за пределы своей сферы деятельности не выходят. Особенностью является то, что у социальных работников наблюдается высокая конкуренция, многие выпускники с дипломом социального работника идут работать в торговлю и другие сферы. Воспитатель детского сада может работать только в детском саду, для него верхней планкой является должность заведующего детским садом. Учитель младших классов может работать также только в системе образования вожатым, руководителем кружка, библиотекарем, воспитателем детского сада. Учителя-предметники могут при необходимости выйти за пределы сферы образования и работать специалистами в своей сфере знания. Учитель химии может работать экологом, химиком-технологом на производстве. Учитель математики мог бы работать экономистом, бухгалтером, инженером. Учитель физической культуры – тренером. Учитель русского языка и литературы имеет смежные профессии литератора, критика, журналиста. Однако по каждой профессии из сферы образования и воспитания наблюдается различная востребованность на рынке труда. Так, наблюдается высокая конкуренция между воспитателями детского сада, учителями младших классов, учителями русского языка и литературы. Умеренная конкуренция между учителями химии, математики и учителями физической культуры. Заметим, что все учителя, кроме учителя физической культуры, идентифицируют себя, как интеллигенты, и выбор профессии для них был связан с мечтой детства. Престижными местами работы являются лицеи, гимназии, то есть места работы, где подбираются интересные, творческие педагогические коллективы, а также, где заработная плата выше.
Рассмотрим сферу медицины. Особенностью ее является то, что попасть для работы в этой сфере можно только через получение соответствующего профильного высшего или среднего специального образования. У всех проанализированных специалистов (детского врача, врача-гинеколога, хирурга и фармацевта) причины выбора профессии были не случайными. Фигурировали такие причины, как призвание, династия, любовь с детства. Только у фармацевтов и провизоров причинами выступили жизненные обстоятельства, а у молодых фармацевтов – выгодность этой профессии. Заметим, что в последние пять лет бурно развивается сектор частных аптек, который вбирает в себя большое число рабочей силы. Профессии детского врача и фармацевта преимущественно женские профессии, тогда как профессия врача-хирурга преимущественно мужская. Среди врачей гинекологов немного преобладают женщины. Престижными местами работы являются больницы, частные аптеки и клиники. Как не странно, но в настоящее время конкуренция среди врачей средняя, за исключением детского врача. За пределы профессии врачи почти не могут выйти. Только фармацевты смогли бы работать технологами фармацевтических заводов или сотрудниками оптовых лекарственных фирм. А хирурги смогли бы быть предпринимателями.
Рассмотрим профессии ремесленные профессии и профессии из сферы малого бизнеса, такие как риэлтор, фотограф, парикмахер, портной, обувщик, пекарь, водитель, продавец. Профессия риэлтора, или агента по недвижимости, это новая профессия, которая стала широко заметна в последнее время с развитием рынка недвижимости. Носители этой профессии ее выбрали или случайно, или посчитав, что она перспективна. Для работы по ней специального образования не требуется, но желательно иметь любое образование и иметь хорошие навыки общения и знания в сфере оформления договоров и законодательства по недвижимости. Престижные места работы – это крупные и известные на рынке фирмы с именем, которые могут принести неплохой и достаточно стабильный доход (так как риэлтор получает заработную плату в виде процента с продаж). Настоящим фотографом становятся, как правило, не случайно. Этой профессией сначала как увлечением занимаются с детства. Образование не обязательно, но большое значение имеет система наставничества. Главная цель этой профессии - это сделать себе имя хорошего фотографа. Фотографы испытывают сейчас высокую конкуренцию и проблемы с пониженной оплатой своего труда. Могут работать по таким смежным профессиям, как работник рекламно-полиграфической сферы, перейти на более низковалифицированные профессии фотолаборанта, продавца фотоматериалов, или заняться компьютерным дизайнерством. Вообще настоящий фотограф может заниматься и занимается в настоящий момент любой работой, которая приносит ему доход.
У портных и парикмахеров разные причины выбора своей профессии. Желательно, но не обязательно получать специальное образование. Хотя в настоящее время широко распространены курсы по подготовке парикмахеров. Престижно работать в крупных, известных, модных парикмахерских салонах или ателье. Многие парикмахеры в виду огромной конкуренции предпочитают работать с постоянной клиентурой и с выездами к заказчику. Распространены и портные, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Среди парикмахеров преобладают женщины. Среди портных больше портних. Хотя, среди портных высшей квалификации и закройщиков больше мужчин. Портной может работать также швеей и стать модельером.
Примыкает к описанным ремесленным профессиям парикмахера, портного профессия обувщика. Однако выбирают профессию обувщиков часто вынужденно. Среди обувщиков много инвалидов, мигрантов, национальных меньшинств. Образование по профессии получать не обязательно, в профессии развито наставничество. Престижные места работы – крупное обувное предприятие. Обувщики могут заниматься ремонтом кожгалантереи, быть шорником-седельщиком или портным верхней кожаной одежды. Конкуренция в этой профессии средняя.
Пекарями часто становятся не случайно, в профессии бывают династии, или становятся им из-за выгодности. Образование также не обязательно. Развито ученичество. Престижно работать и частных минипекарнях, и на крупных хлебозаводах. Конкуренция в профессии средняя. Смежной профессией является кондитер.
Для того, чтобы стать водителем, необходимо окончить курсы водителей по соответствующей категории. Среди причин выбора профессии часто фигурируют вынужденные обстоятельства. Сейчас распространены частные фирмы, занимающиеся перевозкой пассажиров на автобусах, маршрутных такси. Есть много водителей занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и предлагающих свои услуги торговым предприятиям и минизаводам по производству продуктов питания. Многие граждане занимаются частным извозом. Среди водителей наблюдается высокая конкуренция. Почти любой водитель может работать слесарем.
Продавцами становятся по разным причинам, но часто вынужденно, из-за трудностей в трудоустройстве на рынке труда. Среди продавцов выделяются подгруппы продавцов, специализирующихся на продаже различных видов товаров. Самыми не престижными группами среди них являются продавцы-лоточники. Престижные места работы продавца – крупный магазин, торговый центр. Их там иногда именуют менеджерами по залу.
Рассмотрим сферу образования и воспитания, и таких профессионалов, как обществоведы, социальный работник, воспитатель детского сада, учитель младших классов, учителя-предметники средней школы. Для социального работника и обществоведов обязательно наличие только высшего, не обязательно профильного образования. Для воспитателя детского сада и учителя младших классов обязательно педагогическое, соответственно среднее специальное или высшее образование. Для учителей-предметников желательно профильное педагогическое высшее образование. Обществоведы тяготеют к преподавательской работе в вузе или в крупной исследовательской маркетинговой фирме. Социальные работники могут работать только в системе социальной защиты населения, однако кроме этого они могут быть воспитателями, психологами, педагогами в школе. То есть в принципе эти специалисты за пределы своей сферы деятельности не выходят. Особенностью является то, что у социальных работников наблюдается высокая конкуренция, и невысокий уровень заработной платы. Поэтому многие выпускники с дипломом социального работника идут работать в торговлю и другие сферы. Воспитатель детского сада может работать только в детском саду, для него верхней планкой является должность заведующего детским садом. Учитель младших классов также может работать также только в системе образования вожатым, руководителем кружка, библиотекарем, воспитателем детского сада. Учителя-предметники могут при необходимости выйти за пределы сферы образования и работать специалистами в своей сфере знания. Учитель химии - может работать экологом, химиком-технологом на производстве. Учитель математики мог бы работать экономистом, бухгалтером, инженером. Учитель физической культуры – тренером. Учитель русского языка и литературы имеет смежные профессии литератора, критика, журналиста. Однако по каждой профессии из сферы образования и воспитания наблюдается различная востребованность на рынке труда. Так, наблюдается высокая конкуренция между воспитателями детского сада, учителями младших классов, учителями русского языка и литературы. Умеренная конкуренция между учителями химии, математики и учителями физической культуры. Заметим, что все учителя, кроме учителя физической культуры, идентифицируют себя, как интеллигенты, и выбор профессии для них был связан с мечтой детства. Престижными местами работы являются лицеи, гимназии, то есть места работы, где подбираются интересные, творческие педагогические коллективы, а также, где заработная плата выше.
В юриспруденции у следователей и юристов важнейшим ограничителем их деятельности играет получение высшего профильного юридического образования. Престижными местами работы для следователей являются прокуратура, налоговая полиция, таможня и работа в крупном городе, а для юристов – опытных такими местами являются работа высшими менеджерами, а для начинающих молодых юристов – работа в сфере финансового бизнеса. Выход за пределы сферы юриспруденции ограничен у этих специалистов. Не престижными местами работы следователей является работа в милиции и за пределами большого города. Наблюдается очень высокая конкуренция среди профессионалов в сфере юриспруденции. Перспективность профессий высокая.
Рассмотрим сферу медицины. Особенностью ее является то, что попасть на работу в эту сферу можно только через получение соответствующего профильного высшего или среднего специального образования. У всех проанализированных специалистов (детского врача, врача-гинеколога, хирурга и фармацевта) причины выбора профессии были не случайными. Фигурировали такие причины, как призвание, династия, любовь с детства. Только у фармацевтов и провизоров причинами выступили жизненные обстоятельства, а у молодых фармацевтов – выгодность этой профессии. Заметим, что за последние пять лет, бурно развивается сектор частных аптек, который вбирает в себя большое число рабочей силы. Профессии детского врача и фармацевта преимущественно женские профессии, тогда как профессия врача-хирурга преимущественно мужская. Среди врачей гинекологов преобладают женщины. Престижными местами работы являются больницы, частные аптеки и клиники. Как не странно, но в настоящее время конкуренция среди врачей средняя. За исключением детского врача, где конкуренция низка. За пределы профессии врачи почти не могут выйти, в силу имеющихся у них профессиональных знаний и навыков. Только фармацевты смогли бы работать технологами фармацевтических заводов или сотрудниками оптовых лекарственных фирм. А хирурги, по их мнению, могли бы работать предпринимателями.
Рассмотрим сферу государственной службы. Ее особенностью является то, что десять лет назад органы государственного управления обновились, появились новые структуры. Известно, что в органах государственного управления профессии делятся по категориям (А – политические должности), (Б – собственно государственный служащий) и (В – технический персонал). Мы в большинстве своем опрашивали специалистов из категории (Б), иногда (В). Кроме этого, под опрос попали специалисты из бюджетной сферы примыкающие в государственным служащим.
Профессия налогового инспектора очень престижна в настоящее время. Для попадания в налоговую службу необходимо иметь высшее экономическое или юридическое образование. Престижным местом работы являются государственная налоговая полиция. В этой профессии наблюдается высокая конкуренция. Безусловно, эта профессия является перспективной на рынке труда. Смежными профессиями являются в зависимости от специализации работников профессии бухгалтера, аудитора, работник силовых органов.
Работником государственной налоговой инспекции стали случайно при организации этой структуры, до этого опрошенные выбирали специальности бухгалтера и финансиста. Для работы налоговым инспектором требуется высшее экономическое образование /финансы и аудит/ и юридические навыки. Работа в налоговой службе и частных фирмах является престижной. Конкуренция высокая, есть перспективность у этих профессионалов. Эти специалисты могут работать бухгалтерами, экономистами и финансистами.
Главой местного самоуправления /сельского уровня/ вынудили заняться жизненные обстоятельства. Образование может быть разное от средне-специального, но желательно высшее. Высокая конкуренция и есть перспективность. Может работать муниципальным и госслужащим. Заметим, что причины выбора профессии муниципального служащего прозаические, в советские времена были на комсомольской работе, занимались руководящей деятельностью. Специального образования не обязательно иметь. Конкуренция высокая. Перспективность есть. Смежные профессии разные у каждого человека в соответствии с их базовом образованием.
Старший инспектор областной продовольственной корпорации также попал на работу случайно, имея высшее сельскохозяйственное образование и профессиональный опыт. Этот профессионал мог бы заниматься ИТД и заниматься посредничеством.
Профконсультантами службы занятости люди становились случайно, большинство при организации СЗ. До этого они работали и в промышленности, как ИТР, трудились в сфере образования и воспитания. Специальное образование желательно, но не обязательно. В последнее время, с 2001 года, руководство берет на эту должность людей с высшим педагогическим образованием. Конкуренция высокая. Перспективность у профессии есть. Эти специалисты могли бы работать социальными педагогами, социальными работниками, воспитателями и администраторами.
Нами были опрошены и составлены социолограммы различных специалистов, работающих в таких отделах и подразделениях, как молодежная политика, организационно-контрольный, анализа информации и связей с общественностью, распределения жилой площади, дорожному строительству и эксплуатации дорог, социальная сфера, секретаря в органах государственного управления.
В заключении, будет любопытно представить афоризмы, краткие, в том числе и шуточные, высказывания профессионалов о своем поле деятельности.
Работники социальной сферы: «Главное качество сотрудников нашего отдела – это умение найти компромисс между тем, что есть и тем, что надо». Специалисты по дорожному строительству и эксплуатации дорого: они развивали высказывание о том, что в России есть две проблемы: дураки и дороги. «Если бы не было дураков, то были бы дороги». «В России есть еще одна проблема – дураки на дорогах». «К классическим двум «Д» прибавилось еще третье – деньги»! Другие высказывания: «все дороги ведут в … ДРСУ».
Специалисты анализа информации и связей с общественностью (они гуманитарии и очень остроумны): Девиз: «Чиновник – для людей, а не люди для чиновника», «Чиновник должен любить людей». О своем труде: «На войне как на войне», «И вечный бой, покой нам только снится», «Медленно, но верно. Но надо и быстро», «Иди туда, не знаю куда». Однако: «Война войной, обед – по расписанию». Во время выборов: «Вы за кого, Василий Иванович, за большевиков или за 3-1-й интернационал?»
Специалисты организационнно-контрольных отделов: «Не высовываться, знать свое место!», «Чиновник не знает, с какой стороны и когда его по голове стукнут», «Чиновник как солдат: и приказывает, и слушается». О своей профессии: «Она меня кормит», «дает ощущение надежности, стабильности», «Она моя жизнь!».
Сотрудники налоговой инспекции: «Налоговый инспектор как друг, всегда приходит на выручку», «Когда налоги будут все платить. Россия будет процветать и жить». О своем деле: «наша служба не почетна, но трудна».