Фотограф Дик Барнетт (Dick Barnatt) впервые за 40 лет о своей работе с The SWEET в эксклюзивном интервью для проекта НА СЦЕНЕ и ЗА КУЛИСАМИ / ON STAGE AND BACKSTAGE
Дик Барнетт: Когда я только начал заниматься фотографией, я подружился с одним фотографом. Спустя четыре года мы снова встретились - к тому времени он уже добился большого успеха в музыкальной индустрии, и предложил мне работу в качестве менеджера его студии. Я согласился. Дело было в 1973 году.
Его звали Фин Костелло ( Fin Costello ), и с тех пор мы с ним проработали вместе несколько лет, за которые я многому научился. Фин решил уехать из Соединенного Королевства и отправился вместе с Deep Purple в тур по Штатам.
Именно тогда я принял решение основать собственную студию - что я и сделал в феврале 1974-го.
Незадолго до того, как я покинул студию Фина, нас посетил еще один фотограф, Барри Левайн (Barry Levine).
Он прилетел из Америки, чтобы сделать обложку для глэм-роковой группы. Барри потратил львиную долю вечера, обсуждая со мной, как он добьется эффекта отражения группы для обложки их нового альбома.
Группа называлась The Sweet, а альбом - «Sweet Fanny Adams»...
- Знаете ли вы, почему Sweet обратились за фотографией для обложки «Sweet F.A.» именно к Барри? Ведь по его словам это была его первая работа для обложки и он не понимал, что делал.
Дик Барнетт: Потому что Барри приехал из Америки и работал в разных компаниях звукозаписи.
Barry Levine: Первую обложку альбома я снял, пока жил в Лондоне. Это была группа The Sweet был альбом назывался «Sweet F.A.». Я понятия не имел, что делаю.
- По просьбе Барри вы обсуждали возможные варианты обложки. Как пришла идея именно такого снимка? Принимали ли в обсуждении этой идеи сами музыканты?
Дик Барнетт: Барри объяснил мне, чего именно хочет группа, и там должно было быть отражение - так что, мы принялись подбрасывать разные идеи на этот счет. Кажется, я предлагал использовать отражение на водной глади, но тем вечером мы так и не нашли решение.
В итоге, Барри сфотографировал группу, стоящую на гибкой зеркальной фольге, и добился требуемого результата. Группа не присутствовала в тот вечер [когда мы с Барри обсуждали способы создания этого снимка], поэтому я не знаю, каков их вклад в это фото.
- Когда состоялась ваша первая встреча с группой? Слушали ли вы их музыку? Если да, то что нравилось из их репертуара?
Дик Барнетт: Я впервые встретился с группой в 1976 году. Кто-то из Arista Recorsa порекомендовал меня их менеджеру Дэвиду Уокеру (David Walker), и тот связался со мной, спросив, будет ли мне интересно поработать с ними. Я знал совсем немного их хитов, и мне даже нравились некоторые би-сайды - помню, я много раз переслушивал «Man From Mecca».
Но когда Дэвид дал мне послушать несколько их альбомов, они произвели на меня сильное впечатление. Хотя у меня уже был опыт работы с глэм-рокерами, такими как Slade, Гэри Глиттер и The Glitter Band и т.д., но альбомы Sweet больше напомнили мне Deep Purple, с которыми я пересекался в период своего сотрудничества с Фином Костелло, который тогда как раз был их фотографом.
- Когда вы провели первую съёмку с группой? Ваше первое впечатление от общения и работы с группой?
Дик Барнетт: Первая фотосессия прошла в моей студии в Ланкастер Гейт, Лондон. Мы начали со студийных снимков, затем я предложил выйти наружу, чтобы сделать несколько снимков на открытом воздухе. Напротив моей студии располагался Кенсингтонский сад, который отлично подходил для съемок.
Впрочем, я припоминаю, что Брайан был категорически против съемок на улице, но всё же поддался на вежливые уговоры и присоединился к группе в их пешей прогулке через дорогу в сад. Многие из этих снимков в итоге попали в журналы по всей Европе и оказались очень успешны.
На самом деле, после первой фотосессии я подумал, что больше мне не доведется сотрудничать с ними, так как отношения между нами с самого начала не очень-то заладились, и Брайан был немного скованным в работе. Поэтому для меня стало приятным сюрпризом, когда несколько недель спустя Дэвид снова позвонил мне сообщить, что группе понравились фото, и спросить, могу ли я поснимать их еще. В итоге, с тех пор я много работал с ними, несмотря на перемены в составе группы.
- Как строилась ваша работа с группой?
Дик Барнетт: Работа была смесью идей, эксклюзивных для этой группы. Мы пробовали разные местности, и т.п.
- Как музыканты относились к процессу съёмки?
Дик Барнетт: Энди с Миком оба были очень заинтересованы в том, чтобы пробовать новое, и получали искреннее удовольствие от процесса. Стиву с Брайаном было уже не так интересно. Они отдавали себе отчет, что это - часть их работы, и с должной ответственностью подходили к вопросам, касающимся костюмов и внешнего вида, но, я думаю, Энди и Мик относились к этому более скрупулезно.
- Кто занимался отбором фотографий для публикаций журналах вроде POP, POSTER и др.?
Дик Барнетт: Чаще всего снимки утверждал менеджмент, они же и рассылали их - главенствующие позиции занимали немецкие журналы, следом за ними японские.
- Как происходила смена имиджа группы от блестящих костюмов, яркого макияжа к белым футболкам и джинсам? Это было связано с музыкой, которую они стали исполнять или просто glam — имидж уже не был интересен публике?
Дик Барнетт: В самой первой фотосессии с ними. Они только что стряхнули с себя глэмовый имидж и стали больше походить на рок-группу. Не знаю точно, как так вышло. Они были большими поклонниками Deep Purple, а еще в то время пользовались небывалым успехом Status Quo. Думаю, они хотели, чтобы их воспринимали более серьезно, а глэмовый имидж сдерживал их.
- Как после ярких глэм образов Стива, группа пережила появление у него усов?)
Дик Барнетт: Я не припоминаю, чтобы усы Стива когда-либо обсуждались.
- Как вы думаете, почему в оформлении «Off the Record» (1977) был рисунок а не фото? Slade к примеру упорно использовали именно фотографии. Имидж Sweet обязывал быть на обложках именно самих музыкантов.
Дик Барнетт: По-моему, Sweet предпочли использовать на обложке рисунок вместо фотографии. Концепция принадлежит Норману Гудмену (Norman Goodman) - звукоинженеру на записях группы, а рисунок по его идее создал Терри Пастор (Terry Pastor).
- Лично для меня фотография на обложке «Level Headed» (1978) всегда была образцом групповой постановочной фотографии. Я часто привожу её в пример. Для меня она гениальна своей простотой. НО она проста лишь на первый взгляд, если не вникать в детали! Это всё великолепно! Это — «Level Headed»!
Дик Барнетт: Что ж, спасибо! Мне хотелось запечатлеть их на фото как серьезную рок-группу, в противовес всему этому глэму, и я хотел, чтобы эта фотография была черно-белой, суровой и смелой.
- Альбом «Level Headed» имеет два варианта оформления. Какой из них вам нравится больше? Там, где фото на обложке или там, где фото крупнее на развороте?
Дик Барнетт: Мне больше нравится снимок группы на обложке, так как то фото было ламинировано с целью придания снимку большей отчетливости и контрастности.
- Насколько я знаю есть ещё и цветной вариант «Level Headed». Негативы этой съёмки все находятся в вашем архиве или, как это бывает то, что идет на обложку остается у лэйбла?
Дик Барнетт: Я всегда снимаю в цвете, за исключением тех случаев, когда намереваюсь сделать черно-белое фото. Но, в данном случае, я сделал совсем мало цветных снимков, так как моей целью было все-таки получить черно-белое изображение. Все черно-белые снимки по-прежнему хранятся в моем архиве, а все цветные были переданы компании, осуществляющей менеджмент группы, и, к сожалению, несколько лет спустя они были утрачены в ходе переезда офисов компании.
- Как проходила съемка для «Level Headed»?
Дик Барнетт: Фотосессия длилась около получаса, так как съемка велась в коридоре звукозаписывающей студии Kingsway в Холборне. Все прошло во время обеденного перерыва группы - на некоторых снимках Брайан даже держит свою кофейную кружку.
И это еще одна причина, по которой я снимал в черно-белой гамме - чтобы иметь возможность доработать результат в проявочной, скрыв недостатки коридора. Я отснял две катушки по 36 кадров, запечатлев группу в разных позах, но передал им только несколько отобранных мной снимков, один из которых и попал в итоге на обложку.
- Когда вы снимали группу последний раз в полном составе Энди, Брайн, Стив и Мик? Вы знали, что это будет последняя съёмка в таком составе?
Дик Барнетт: В последний раз я фотографировал всю группу для оригинальной обложки «Cut Above the Rest» (1979). Мы сняли индивидуальный портрет каждого музыканта, а затем из них сделали портреты путем выжигания по дереву (На обложке «Cut Above the Rest» выполнена инкрустация - техника декорирования из деревянного шпона или маркетри (фр. marquetry) — деревянная мозаика. Прим. автора).
Я узнал о том, что группа превратилась в трио, когда взялся делать обложку для сингла «Call Me». Даже будучи наслышан о проблемах внутри группы, я не осознавал, что их состав сократится до трио.
Они реорганизовали обложку «Cut Above the Rest», чтобы на ней осталось три деревянных портрета вместо изначальных четырех, а также приняли рисованный вариант обложки.
Для меня второй вариант обернулась сущим разочарованием, так как для вкладки они задействовали черно-белую фотографию, полученную посредством конверсии цветных слайдов с фотосессии «Call Me» - это заметно сказалось на качестве изображения.
- Вы встречались с Брайном после последней съемки?
Дик Барнетт: В следующий раз я встретил Брайана, когда собирался на свадьбу Мика Такера - он подвез меня от церкви до места проведения вечеринки, и, должен вам сказать, он пребывал не в лучшем состоянии. Мы немного поболтали о былых временах и посмеялись, но я и понятия не имел, пожимая его руку, что вижу его в последний раз.
- Неожиданно для всех группа осталась втроем. На обложке «Cut Above the Rest» напрашивалось именно реальное фото группы. Знаете ли вы почему группа отказалась от фотографии? Обсуждался ли такой вариант, ведь вы в этот период были рядом и много снимали группу?
Дик Барнетт: Думаю, возможно, все это было проделано в некоторой спешке. Они только вживались в новый для себя формат трио. Как только все устаканилось, меня попросили провести с ними уже основательную фотосессию.
- Когда вы снимали группу последний раз в составе Andy, Mick, Steve?
Дик Барнетт: Это была та самая сессия, на студии Bray Farm, где они репетировали с дополнительным гитаристом и их старым клавишником Гэри Моберли (Gary Moberley), которого я сопровождал в гастролях по Испании в ходе тура «Level Headed».
- Что вам лично дала работа с этой группой?
Дик Барнетт: Я предпочитаю считать, что для меня это стало уроком, ведь они оказались отличной "живой" группой - намного лучше, чем я представлял себе поначалу, к тому же я обрел двух новых друзей в лице Мика и Энди.
Мик приглашал меня к себе домой поснимать крестины его дочерей, а еще его вторую свадьбу. У него великолепное чувство юмора и, как мне кажется, мы с ним отлично ладили. К сожалению, меня не было в Англии, когда он умер, и я пропустил его похороны.
Наша с Энди дружба длится по сей день, я стараюсь по возможности видеться с ним, но сейчас он живет за пределами Лондона. Он здорово помог мне и в 2020 году подготовил совместно с издательством Rufus Publications книгу к 50-летнему юбилею группы и, надеюсь, мы еще встретимся с ним, когда Covid закончится.
Книга The Sweet by Dick Barnatt
- Какие чувства вызывают у вас эти фотографии сегодня?
Дик Барнетт: В какой-то степени я горд, а также благодарен за то, что послужил небольшой частью успеха этой группы. С годами я испытываю все больше сентиментальных чувств по отношению к этому безумному времени.
The SWEET
Brian Connolly - 5.10.1945 - 09.02.1997
Mick Tucker - 17.07.1947 – 14.02.2002
Steve Priest - 23.02.1948 – 04.06.2020
Andrew David Scott - 30.06.1949
https://dickbarnatt.format.com/
https://thesweet.com/
Перевод: Максим Епанчинцев
© НА СЦЕНЕ и ЗА КУЛИСАМИ / ON STAGE AND BACKSTAGE