IQ обычного человека равно 100, Эйнштейна – 150. А у американца Криса Лангана, которому сейчас 69 лет – от 195 до 210. В 1999 году журналисты назвали его «самым умным человеком в мире».
В 6 месяцев он уже разговаривал, в три года слушал воскресные передачи по радио. В 15 лет рисовал так, что рисунок был похож на фотографию, и безупречно подбирал аккорды Хендрикса. Половину учебного года не появлялся в школе, но на отлично сдавал тесты.
Его мать была из богатой семьи, но не общалась с родственниками. Отец Криса ушел из семьи еще до его рождения и, как говорят, умер в Мексике.
После этого мать Лангана вышла замуж еще три раза, и от каждого мужа рождала по сыну. Ее второй муж был убит, а третий умер в результате самоубийства. Крис вырос с четвертым мужем – Джеком Ланганом, журналистом-неудачником.
Отчим-пьянчуга бил детей и заставлял их голодать, запирая еду в шкафу, чтобы мальчишки не могли до нее добраться. Нередко жестоко наказывал их и избивал кнутом.
Семья была очень бедной. Ланган вспоминает, что у всех был только один комплект одежды. Ещё семья часто переезжала. В конце концов, Крис стал качаться и однажды просто выгнал отчима из дома.
Крис поступил в колледж, но мать неправильно заполнила документы, и через полгода его лишили стипендии. Колледж пришлось бросить, чтобы пойти работать.
Затем Крису удалось поступил в университет, но у него сломалась машина. Он попросил перевести его в дневную группу, чтобы успевать доезжать автостопом, но ему отказали, и он снова бросил учебу.
Работал на стройке, потом вышибалой в баре, продолжая изучать физику, математику и философию.
Крис Ланган – это живое воплощение гениальности, настоящая знаменитость, о нем снят документальный фильм, но его труды не публикуют серьезные журналы, он не выступает на конференциях и не вхож в научные круги. Для науки он никто.
Человек с неутолимой жаждой познания, всю свою жизнь находится в интеллектуальной изоляции – величайший парадокс гения Криса Лангана.
Сейчас ему 69 лет, он женат, живет в глуши, изучает запредельные для обычного человека науки, но на уровне хобби. Так некоторые выжигают по дереву или собирают марки.
Это одна история. И есть другая – полная противоположность.
Роберт Оппенгеймер – знаменитый физик, который в начале второй мировой работал над разработкой атомной бомбы.
Родился на Манхэттене в семье богатого предпринимателя, имевшей личного шофера, ходил в самую прогрессивную школу в стране. Родители считали сына гением. В 12 лет прочитал лекцию в минералогическом клубе перед взрослой аудиторией.
Поступил в Гарвард, потом в Кембридж, там впал в депрессию и попытался отравить своего наставника. Его вызвали на ковер… и отправили к психиатру. Всего-то! За попытку убийства!
Когда был создан знаменитый «Манхэттенский проект», который занимался разработкой ядерного оружия, Оппегеймер не подходил на роль руководителя от слова совсем:
- Ему было 38 лет – моложе остальных членов группы.
- Он теоретик, а нужен практик.
- У него друзья-коммунисты.
- Отсутствие опыта административной работы.
- Ах да. Еще он пытался убить человека.
Однако Роберт всерьез претендовал на самый престижный проект века… и получил эту работу.
Перед нами истории двух гениев, но трудно найти более непохожих людей. Одному отказали даже в стипендии, другого за попытку убийства просто пожурили.
Как думаете – в чем секрет?
Один интересный эксперимент помог разгадать тайну двух гениев!
Социолог Аннет Ларо взялась за группу третьеклассников. Исследователи внедрились в семьи и повсюду ходили за ними с диктофонами.
Разница между бедными и обеспеченными семьями не только в количестве еды и одежды. Есть и более серьёзные вещи, которые предопределяют - добьется ребенок в будущем успеха или нет.
Итак, в чем же эта разница:
- Обеспеченные: Родители активно участвуют в жизни детей, приобщают к разной деятельности, интересуются успехами, расспрашивают про тренера и друзей.
- Бедные: Дети если и посещают секции, то те, куда сами записались и ходят.
- Обеспеченные: При неудачах родители выступают посредниками между ребенком и системой. Добиваются, чтобы дети попали в те группы и секции, куда те хотят.
- Бедные: Пускают на самотек.
- Обеспеченные: Ведут задушевные беседы и дискуссии.
- Бедные: Отдают приказы.
- Обеспеченные: Учат детей общаться со взрослыми и высказывать мнение. Приводился пример, когда перед походом к врачу десятилетнего мальчика предупредили, что он тоже может задать вопрос. Так, получая внимание взрослых к своим высказываниям и вопросам, ребенок привыкает к уважительному отношению к себе.
- Бедные: Дети отличаются зажатостью, робеют и не умеют настаивать на своем.
Собственно в этом главное отличие двух гениев: Криса Лангана и Роберта Оппенгеймера.
Ланган вырос в нищете и воспитывался пьянчугой-отчимом. Быть независимым, никому не доверять, видеть подвох, держать дистанцию и быть настороже – такой урок Крис вынес из детства. Это стало непреодолимым препятствием на пути к успеху.
Помните как его выгоняли с учебы? Гений, но не смог договориться даже о стипендии или переводе в другую группу.
Оппенгеймер с детства видел успех отца-бизнесмена, был уверен в своей гениальности, получал всё самое лучшее и пользовался поддержкой родителей.
Мало родиться гением! Хорошо бы еще попасть в благоприятную среду, которая не сделает тебя мизантропом и пессимистом.
Пример гения и неудачника Криса Лангана показывает, что миру наплевать на гениальность. Не умеешь с миром взаимодействовать – никто не будет пытаться вытащить тебя из скорлупы.
И так обстоит дело с любым талантом. Нужно уметь себя продавать. «Сами придут, сами дадут» – так только в книжках бывает.
Об этой истории целая глава в книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры».
Если вам интересна психология, вам понравится статья о том, почему люди сначала мечтают об увольнении или разводе, а потом жалеют. Читать здесь
А вы согласны, что все зависит от того, как прошло детство, и от родителей?
Подписывайтесь на мой канал! Здесь много интересных отзывов о фильмах и книгах. А так же истории из жизни и путешествий!