Деревянный дом Баркова с каменными колоннами – памятник архитектуры Федерального значения.
Барковы происходили из крепостных. Основатель династии Дмитрий Сергеевич служил конторщиком у заводчиков Баташоваых. Одновременно он увлекался медициной, лечил людей. Вместе с ним медициной занимались и четверо его сыновей. Один из них, Василий , вылечил от мучительной болезни хозяина одного из братьев Баташевых , за что в 1815 году получил вольную для всего семейства. Правда хитрый Баташов поставил одно условие: «…Но дарую им от меня свободой пользоваться не прежде, как по кончине моей, а до того времени быть им в собственном владении моем и во всяком повиновении, исполняя возложенные на них должности с таким же усердием, как и прежде»
Но А.А. Баташов через год умер. А Барковы, получив вольную, в 1816 году перебрались в Касимов. А в марте 1818 года глава семьи Дмитрий Сергеевич приобрел небольшой деревянный дом с усадьбой на Набережной. В конце 1830-х годов деревянный дом был снесен, а на его месте по проекту знаменитого архитектора Гагина был построен этот великолепный фасадный особняк на 14 комнат с балконом и на каменном фундаменте.
В Касимове Барковы стали торговать железом с Баташевских заводов, а в последствии и сами открыли железо-лудильный и купоросный заводы. Затем стали пайщиками сибирской золотопромышленной компании купца П.С.Соловьева и уже в 1860-е годы торговый дом Барковых владел тремя золотыми приисками в Енисейской губернии.
Жили Барковы на широкую ногу: в особняке имелся парадный зал, отделанный «под мрамор», находились собрание картин и богатая библиотека.
Красивый барский дом в своё время являлся одним из центров светской жизни города. Здесь устраивались званые вечера и гуляния, которые посещало порой до 200 гостей.
Особенно славился в городе своим изысканным устройством сад Барковых – там были сооружены беседки, деревянный флигель, оранжерея. Сад украшала посаженная в середине XIX века липовая аллея, а также пруд, где плавали рыбки.
В подражание столичным паркам сад Барковых обзавёлся и модными парковыми скульптурами – но не мраморными, а сделанными из дерева местными мастерами. Одна из таких деревянных фигур «Монах-псаломщик» находится сегодня в экспозиции Касимовского историко-культурного музея-заповедника.
Однако свое занятие медициной Барковы не оставляли. Наоборот, развивали. Открыли аптеку и лечили не только горожан, но и приезжих со всей округи. Слава о Барковых – лекарях гремела далеко за пределами Касимова.
Аптекарское сырье Барков получал довольно оригинальным способом. Смотритель местного духовного училища протоирей Поликарп бесплатно пользовался медицинскими услугами Барковых, но за это он снаряжал целые классы учеников на сбор лекарственных цветов, трав и кореньев. Однако для учеников это занятие было в радость, так как сбор растений начинался ранней весной, когда собирались сосновые и березовые почки, и заканчивался поздней осенью, когда выкапывались корни лопуха. Ученики хоть и ходили все лето с расцарапанными руками, но были рады вырваться из душных классов на свежий воздух.
Надо сказать, что протоирей Поликарп был личностью весьма занятной. По словам Ростиславова, историка земли Касимовской, ''своим умом, своим общительным и веселым характером, своим живым и увлекательным разговором, а к случаю своим колким, неумолимым сарказмом он, можно сказать, командовал всем касимовским обществом: его и любили, и уважали, и боялись''.
Редкий день он не был сам в гостях или не принимал гостей у себя. Любимым местом, где он с 5-6 часов просиживал до полуночи, был дом богатого купца Ивана Осиповича Алянчикова.
В одежде отец Поликарп выказывал большое щегольство. Его роскошные шелковые и бархатные рясы, зимой подбивались лисьим и куньим мехом. А дорогой бобровой шапке позавидовал бы любой купец. Доходы Поликарпа были невелики, но он умел себя окружить барственным комфортом за счет состоятельной паствы. Не дожидаясь, пока крепкоголовые касимовские купцы вспомнят о страхе Божием и расщедрятся на пожертвования, Поликарп с дипломатической ловкостью брал инициативу в свои руки, буквально понимая евангельское назидание: «Ищите – и обрящете''.
Едва бывало причалит к берегу, барка купца, вернувшегося с нижегородской ярмарки, как по ее сходням уже важно поднимался отец Поликарп в полном церковном облачении. Потолковав с хозяином о ярмарочных новостях и поздравив с успешным завершением дела, Поликарп наставительно замечал, что по этому поводу добродетельному христианину следовало бы отслужить благодарственный молебен. И не успевал купец рта раскрыть, чтобы дать ответ, как Поликарп уже торжественным голосом затягивал молитву. Ошарашенному хозяину ничего не оставалось, как смиренно творить крестное знамение, бить поклоны и по окончании церемонии нехотя раскрывать уже свой толстый кошель.
Но вернемся к Барковым. Дмитрий Сергеевич всегда угощал своих помощников, когда те приносили собранные лекарственные растения, а после сбора урожая посылал в училище деньги «на калачи».
Необычная деятельность купцов-врачевателей, имевших большую популярность у касимовцев, пришлась не по нраву казенному врачу, терявшему клиентов. Настойчивые напоминание о том, что у Барковых нет официального аттестата, дающего право на врачебную деятельность, а затем и смерть Дмитрия Сергеевича Баркова заставили семью отказаться от любимого дела.
А позже произошла история напоминающая сюжет известной пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся» Приказчик Барковых С.Л.Салазкин ловко провел доверившегося ему патрона и стал владельцем огромной часть хозяйской собственности, в том числе и прекрасного дома с трехэтажной ротондой на ул. Советской, где мы с вами уже были.
Ночью, 20 ноября 2020 года в доме Барковых произошел пожар. Жители, которые стали свидетелями этого пожара, говорили, что доски, которыми был обшит дом снаружи источали невероятный аромат дерева и внутри были розовыми. Говорят, что пожар был преднамеренный, чтобы освободить место под современный особняк. Но, так как дом пустовал, то забраться туда мог кто угодно. Хотя за 200 лет не забирались , а тут... Да и дата какая-то 20 20 20.
Сейчас пытаются разобраться, кто это сделал. Дом, я уверена, будет восстановлен, так, я уже говорила, является памятником Федерального значения и визитной карточкой города Касимова. Ну, а виновных, конечно, надо найти. Нельзя допустить, чтобы по данной схеме были уничтожены все старинные дома, которые располагаются на Набережной Касимова.