Найти тему
Социальный гуманитарий

Внешний долг России вырос на 5,4 трлн руб. А сколько и кому должны другие страны?

Как США умудряются иметь самый большой долг, но диктовать свои условия остальным странам? А кто в мире должен больше остальных? И кому конкретно должен? Проанализируем.

На своем официальном портале Счетная палата РФ раскрыла, что государственный долг нашей страны за 2020 г. поднялся до 18,99 трлн руб., подскочив на 5 трлн 418,2 млрд руб., или на 39,9% по сравнению с прошлыми показателями.

А это, между прочим, ни много ни мало – 17,8% от ВВП нашего государства.

Внешний долг России конкретно в иностранной валюте поднялся на 3,5%. На текущий момент он составляет 56,8 млрд долл.

А каковы долги других государств? Не только ведь мы – «как в шелках»?

Та же Счетная палата РФ недавно указала, что на конец 2020 г. государственный долг всех стран нашей планеты, по официальным подсчетам, составил 98% общемирового ВВП.

А кто должен больше остальных? И кому должен? Давайте разберемся.

Статья написана по официальным материалам, например The World Factbook ЦРУ.
Кадр из фильма "Пираты Карибского моря"
Кадр из фильма "Пираты Карибского моря"

На своем официальном сайте Международный валютный фонд классифицирует внешний долг по 28 разным категориям. При этом общую сумму он из них не составляет. Таким образом, если следовать его позиции, понятие внешнего долга более виртуально, чем практично.

Тем не менее, если анализировать данные ЦРУ, то суммы государственного и частного долга, которые необходимо погасить, для разных стран по последним официально опубликованным данным вырисовываются такие (в млн долл.):

  • США – 27 888 888;
  • Китай – 16 250 630;
  • Европейский Союз (состоящий на текущий момент из 27 государств) – 14 259 517;
  • Япония – 13 504 017;
  • Великобритания – 2 681 230;
  • и т. д.

Тут надо уточнить, что общий долг страны, определяющий общую нагрузку на ее экономику, состоит не только из государственного долга. Он также включает частные задолженности корпораций и домохозяйств.

Таким образом, общий долг США, к примеру, составляет порядка 390% от ВВП. И вообще США – самый большой должник по всем показателям: и по государственному, и по совокупному долгу.

При этом Штаты не становятся самой закредитованной страной и продолжают диктовать другим странам свои требования. Во многом – потому, что экономисты обычно главный акцент делают на соотношении долга и ВВП. Именно это соотношение показывает, может ли государство заработать деньги на покрытие имеющихся долгов.

Допустим, долг государства в России, как уже сказано, равен 17,8% от нашего ВВП; Америка же по этому показателю в последние годы находится на 30-х местах, по данным ЦРУ. Но это не означает, что у нас ситуация с кредитами лучше. Например, у американцев:

  • выше зарплаты;
  • больше располагаемые доходы населения;
  • устойчивее налоговая система;

=> как следствие, больше шансов на погашение долгов.

А у нас все эти показатели периодически падают и вообще нестабильны. Поэтому кредиторам выгоднее иметь дело со странами, которые уже прошли этап «развивающихся» и «колеблющихся».

Да, «а судьи кто», т. е. что это за таинственные кредиторы?

Это вовсе не государства в целом, как можно было бы подумать, но влиятельные банковские корпорации. Обычно среди них называют:

  • Всемирный банк – международную финансовую организацию, нацеленную на поддержку развивающимся странам и привлекающую денежные средства благодаря эмиссии облигаций;
  • Международный банк реконструкции и развития – его главное кредитное учреждение, располагающееся в Вашингтоне;
  • Международный валютный фонд – объединение, которое учреждено Организацией Объединенных Наций, выдает под определенные обязательства кредиты по низким ставкам разным странам и базируется также в Вашингтоне;
  • Федеральную резервную систему – независимое федеральное агентство во всё той же Америке, централизованно контролирующее банки США;
  • Европейский банк реконструкции и развития – международную организацию, поддерживающую рыночную экономику в 34 государствах;
  • и др.

Причем это «и др.» может включать социальных и финансовых агентов, о которых мы даже не подозреваем.

Принимая решения по таким кредитам, эти агенты выставляют конкретные требования должникам. Часто требования касаются политических уступок и суверенности.

В целом же процессы принятия решений по долгам и кредитам не освещаются широкой публике, их результаты уже постфактум публикуются в СМИ.

Таким образом, организации, которым должны разные страны, во многом виртуальны – как, кстати, и наш собственный ЦБ РФ, который управляет финансами России, имея не до конца понятный статус.