Найти тему

Мой способ придумывать темы для письменных работ

Сначала дети отнеслись к моему заданию скептически. Они привыкли, что все темы письменных работ учитель берёт из учебника. Я хитро улыбалась. «Что, вообще любую тему можно предложить?» Дети не поверили своему счастью 😅

Какие задания для письменных работ есть в учебнике? «Кем я хочу стать?» А так ли много детей в пятом классе знают о своей будущей профессии... «Моя любимая телевизионная передача». Дети сейчас практически не смотрят телевизор, дорогие составители учебников! Есть же тикток, ютьюб, инстаграм на крайний случай 😅

Объяснила ученикам: главное, чтобы вопрос соответствовал теме сочинения-рассуждения, наталкивал на размышления, чтобы вам было интересно об этом писать. Из рядового «рабочего» урок превратился в живой, яркий. Я сама увлеклась так, что забыла следить за временем 😅

Дети писали темы на разноцветных стикерах, прикрепляли их на доску. Могли сразу посмотреть, что написали другие, обменяться мнениями. Потом я кратко комментировала каждую тему: где нужно — корректировала, кого-то похвалила за необычное видение.

Самые интересные темы, которые придумал пятый класс:

«Зачем мы пишем сочинения?»

«Зачем стране президент?»

«Почему нельзя мусорить?»

«Почему мы несовершенны?»

«Почему все любят печеньки?»

«Какой урок для тебя самый сложный?»

«Нужно ли заниматься спортом?»

«Почему видеоигры опасны для здоровья?»

«Почему нужно читать книги?»

«Почему в мире происходят войны?» ⠀

Моя коллега из другой школы воспользовалась моим способом. Я хлопала в ладоши от одной мысли, что идея живёт! Долой скучные заезженные темы из учебников! Интересных сочинений будет ещё больше 😏 Вот такие темы предложили её ребята:

«Мы одни во Вселенной?»

«Во сколько лет мы взрослеем?»

«Советское прошлое и будущее»

«Что такое жизнь?»

«В чём смысл жизни?»

«Зачем нужны налоги?»

«Как выглядит Бог?»

«Почему Англия проигрывает?»

«Почему синтаксический разбор нас убивает?»

«Нужно ли убрать цирки с животными?»

5 советов о письменных работах

1️⃣ Берите актуальные темы

Не обязательно выбирать только то, что мы слышим в новостях или читаем в пабликах. Сформулируйте тему так, чтобы её можно было «развернуть» в современной жизни. Например, не «Образ Чичикова», а «Каким был бы Чичиков в современном мире?», «Похож ли Чичиков на бизнесмена?».

2️⃣ Дайте возможность ученикам высказаться

Думаю, многие читали новость о том, как один педагог написал ученику в сочинении комментарий: «А твоего мнения никто не спрашивал».

Помню, мне в школе говорили: «Да кто ты такой, чтобы не соглашаться с Л. Н. Толстым!». Вам знакомо такое? 😂 Давайте будем более чуткими и внимательными к детским мыслям, желаниям высказаться, порой «излить душу». Это доверие, которым мы, учителя, не можем пренебречь.

3️⃣ Выходите за рамки учебников и методичек

Это точно пойдёт на пользу и вам как педагогу, и ученикам. Для меня всегда выход за рамки учебника — это выход из зоны комфорта. Страшно, но познавательно!

4️⃣ Чётко продумайте цель письменной работы

Чему должен научиться класс, когда напишет это сочинение, эссе или развёрнутый ответ на вопрос? Лучше не проводить такие работы «для галочки».

Да и проверять несколько пачек тетрадей «просто так» — не самая благодарная работа 😅

5️⃣ Включайте фантазию

Пусть формулировка или формат задания покажется вам сначала странным — тем интереснее! Пробуйте, подключайте к такой работе коллег и учеников. Тогда написание работ точно превратится в удовольствие 👍🏻

Самое драгоценное — увидеть, как дети увлечены, готовы спорить, рассуждать не просто устно, а «вылить» все мысли на бумагу. Не загрузить шаблонами, а дать возможность творить с помощью слова.

Напишите в комментариях самую необычную тему, по которой ваши ученики делали письменную работу или целый проект ⬇️