1. "Ничего не можешь!Давай я сам!"
Что слышит ребёнок:
"Ты неуклюжий,и руки у тебя не из того места растут.Отойди."
С таким возгласом внимательный родитель спешит ребёнку на помощь: решать уравнение, резать колбасу, пристегивать капюшон.Он демонстрирует заботу и на деле показывает, как решить задачу.
Почему не стоит так говорить. Мы не даем ребенку шанса попытаться.И ещё раз, и ещё, а потом либо научиться,либо самостоятельно попросить о помощи.То есть мы сами выбиваем из рук ребенка инициативу,выставляя его беспомощным.
2. "Ну-ка извинись перед Серёжей!(Не забудь сказать
спасибо!)"
Что слышит ребёнок:
"Наплевать на то, что ты чувствуешь! Ты обязан говорить правильные слова."
Так взрослые помогают ребенку социализироваться.Прямо на деле учат, какие слова нужно говорить в деликатной ситуации.И ещё пытаются сгладить неловкость: мячик случайно прилетел Сереже в ухо, и его бабушка смотрит неодобрительно.
Почему не стоит так говорить.Невозможно усвоить социальные нормы, если тебя публично принуждают говорить кодовые слова.То есть можно научить их произносить,даже делать виноватое лицо.Но к настоящим воспитательным целям ( формированию сочувствия, тревоги за чужое благополучие,благодарности) этот маневр отношения не имеет.
3. "А почему за контрольную только четыре,а не пять?"
Что слышит ребенок:
"Ты недотягиваешь,ты недостаточно хорош.Правильный ребенок принес бы пятерку."
Мы должны поддерживать высокую планку и требовать от детей серьезных достижений.Мы как бы говорим этой фразой,что верим в их успех,они могут лучше.Да,ты ведь можешь лучше?
Почему не стоит так говорить.Вообще-то ребенок старался,а мы с порога,не разобравшись,довольно болезненным образом критикуем.Особенно неприятно,что мы рассуждаем не о реальных достижениях и промахах ребенка.Мы говорим об оценке,которую поставил чужой человек непонятно из каких соображений.
4. "Ты чего такой ленивый?"
Что слышит ребенок:
"Ты не нравишься мне.Вот если бы ты поусердней занимался уроками..."
Фраза приносится,чтобы вдохновить ребенка на подвиги и он наконец-то решил проклятую задачу.
Почему не стоит так говорить.Как минимум это не очень действенное средство,чтобы вдохновить кого-либо.Как максимум мы со своим дурацким ярлыком сейчас оттаптываемся по самоуважению ребенка, влияем на его самооценку и самовосприятие.Такой подход закрывает от нас реальную проблему: часто детям нелегко сделать требуемое из-за недостаточно сформированных навыков или усидчивости.И к лени это не имеет никакого отношения.
5. "Приберись в комнате.А то хуже будет."
Что слышит ребенок:
"Кто сильнее,тот и прав."
Суровый и властный голос в момент этого внушения показывает,кто в доме хозяин.Слова призывают наконец-то подняться с дивана и не располагают к долгим обсуждениям.
Почему н стоит так говорить.Запугивание - сильное средство.Оно демонстрирует,что по-другому у нас не получается.Попросишь - не слушается.Объясняешь - не слышит.Не сработает и в этом случае.Мы ведь несерьез.Ну и правда - что хуже-то будет?Мы станем топать ногами или хвататься за ремень?Вряд ли.Вот и ребенок не верит.Доверительные отношения больше способствуют уборке в детской,чем угрозы и перспектива ремня.
Понравилась статья?Пишите комментарии.