Эпоха видеомагнитофонов была в нашей истории. Началась она в далекие восьмидесятые и постепенно завершилась в первом десятилетии XXI века.
Поначалу это было безумно дорогим развлечением. Проще в СССР было купить автомобиль. В 90-х такая техники уже была в каждом, практически, доме. Ну, а сейчас может у кого-то еще где-то пылятся остатки былой роскоши. И наверняка в архивах каждой российской семьи хранится сейчас как минимум одна видеокассета, несущая в себе какую-то частичку истории.
Аналоговое видео на наших полках обычно представлено несколькими форматами, самым массовым из которых был VHS. Разработан он был в далекие 70-е и в течение нескольких десятилетий был олицетворением домашнего видео. Побороть его смогли только DVD диски. Вот его краткие характеристики:
- Ширина ленты: 12,65 мм;
- Максимальное время записи с номинальной скоростью: до 6 часов на одну кассету (самые популярные были кассеты на 3 часа);
- Разрешение: около 240 строк, что примерно соответствует стандартам телевидения пониженной чёткости и половинному разрешению стандартного DVD : 352 × 576 (PAL/SECAM) или 352 × 480 (NTSC) точек.
Также вы может быть обладателем видеокассет формата VHS-C (Compact), это тот же стандарт VHS, но рассчитанный на видеокамеры. Проигрывать их можно как через обычный видеомагнитофон с адаптером, так и через видеокамеру. Пленка VHS-C более тонкая, с этими кассетами нужно обращаться с повышенной осторожностью.
Одним из популярных форматов у видеолюбителей 90-х был Video-8. Наверняка такие видеокассеты есть у многих.
Формат Video-8 был более продвинутым, в сравнении с VHS, а после выхода доступных видеокамер Hi8, дававших практически полноценную телевизионную картинку, может считаться вершиной развития домашнего аналогового видео. Данный формат разрабатывался Sony и представлен, в основном, в ее линейке видеокамер Handycam. Хотя мне доводилось встречать камеры и других фирм, работавших с этим форматом.
В начале цифровой эпохи Sony попыталась дать новую жизнь своему формату, придумав Digital8. Однако, все эти усилия были тщетными и побиты козырными тузами MiniDV и DVD, а также Mpeg-2. Но если в вашем хозяйстве где-то пылится Handycam Digital8, то я бы повременил от нее избавляться. Но об этом речь пойдет позднее.
Теперь попробую ответить на вопрос, поставленный в заголовке этого материала: стоит ли хранить дальше у себя дома старые видеокассеты? Во-первых, мы должны понять, пригодны ли они вообще для архивного хранения?
Я думаю, если у вас сохранилась коллекция мирового кино на кассетах VHS, то эти кассеты вы можете спокойно сдать в утилизацию. Все это переиздано многократно на DVD, а потом и в UHD, так что хранить видеокассеты такие бессмысленно. Но вот если на ваших кассетах есть уникальная информация, в единственном экземпляре, например, как ваш ребенок первый раз пошел в детский сад, или запечатлены бабушки с дедушками, которых уже с нами нет - то эти кассеты нужно хранить. Хранить нужно бережно. Соблюдать темпераментно-влажностный режим и избегать попадания атмосферных осадков. И подальше от источников магнитных полей.
Panasonic NV-E240XP с маркировкой Made in Japan. Была выпущена с середине 90-х. Архивная запись сохранилась с 1997 года. Никаких проблем с записью не наблюдается. Дважды кассета оцифровывалась. Первый раз в 2014 году, второй раз в 2021-м. Мой вердикт - вполне подходит для архивного хранения и может еще пролежать как минимум десяток лет.
Данная кассета фирмы BASF также родом из 90-х. Предназначалась она для студийной работы и лента рассчитана на многократную запись/стирание. В свое время я решил, раз уж лента предназначена для перезаписи, то тем более она сгодится для архивного хранения. Так оно и вышло. За 20 с лишним лет хранения информация на ней сохранена в идеальном виде.
BASF Premium High Grade. В свое время специально ездил за этими кассетами на "Горбушку". Дело в том, что производитель в рекламных целях указал, что гарантирует хранение информации на этих пленках не менее чем в 25 лет. А мы люди падкие на рекламу. Должен сказать, что кассета хранит информацию в неизменном виде. Но и все мои кассеты других марок также прекрасно сохранились. Претензий нет ни к одной.
Вообще, больше всего из лент той эпохи мне запомнились металл-порошковые TDK Hi8. Самая лучшая цветопередача у них.
Подведем итоги. Если ваш видеоархив был записан на качественные ленты, желательно сделанные в Японии или Германии, то срок его хранения еще не пришел. Следующие десять лет он точно у вас пролежит. А может и двадцать. Выбрасывать эти кассеты нельзя, если на них есть ценная информация для вас и ваших потомков. И кто знает, может в будущем появятся новые технологии по более качественной обработке видео чем сейчас.
Тем не не менее, старые ленты нужно переводить в цифровой формат сегодня. Для меня самая главная причина тут не в лентах. Сама аппаратура из прошлого уже выходит из строя. Кассеты у нас могут быть, а проигрывать их не на чем. Свой видеомагнитофон а отдал в утилизацию лет пять назад. Видеокамера доживает свой век, найти специалиста по ремонту такой техники большая проблема.
Как цифровать, чем, какая аппаратура нужна для этого? Этому будет посвящен следующий материал. Как говорится, подписывайтесь на канал.
Продолжение следует...