4 подписчика

Что такое SWOT-анализ и как его делать правильно (с примерами)

902 прочитали

 SWOT-анализ - это невероятно простой, но мощный инструмент, который поможет вам разработать бизнес-стратегию, независимо от того, создаете ли вы стартап или руководите существующей компанией.

SWOT-анализ - это невероятно простой, но мощный инструмент, который поможет вам разработать бизнес-стратегию, независимо от того, создаете ли вы стартап или руководите существующей компанией.

Что такое SWOT-анализ?

SWOT означает сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Сильные и слабые стороны являются внутренними для вашей компании - вещи, которые вы в некоторой степени контролируете и можете изменить. Например - команда, ваши патенты и интеллектуальную собственность, а также ваше местонахождение.

Возможности и угрозы являются внешними - они происходят за пределами вашей компании, на более крупном рынке. Вы можете воспользоваться возможностями и защититься от угроз, но вы не можете их изменить. Например - конкуренты, цены на сырье и тенденции покупок клиентов.

SWOT-анализ объединяет ваши сильные и слабые стороны, возможности и угрозы в систематизированный список и обычно представляет собой простую схему разделенную на 4 части

 SWOT-анализ - это невероятно простой, но мощный инструмент, который поможет вам разработать бизнес-стратегию, независимо от того, создаете ли вы стартап или руководите существующей компанией.-2

Зачем делать SWOT-анализ?

Если вы потратите время на проведение SWOT-анализа, вы будете вооружены надежной стратегией для определения приоритетов работы, которую вам необходимо выполнить для развития вашего бизнеса.

Вы можете подумать, что уже знаете все, что вам нужно сделать, чтобы добиться успеха, но SWOT-анализ заставит вас взглянуть на свой бизнес по-новому и с другой стороны. Вы посмотрите на свои сильные и слабые стороны и на то, как вы можете использовать их, как можно воспользоваться возможностями и угрозами, существующими на вашем рынке.

Кому следует проводить SWOT-анализ?

Для того чтобы SWOT-анализ был эффективным, необходимо активное участие основателей и руководителей компаний. Эту задачу нельзя делегировать другим.

Но и руководство компании не должно делать эту работу самостоятельно . Для достижения наилучших результатов вам нужно собрать группу людей, которые имеют разные точки зрения на ситуацию в компании. Выберите людей, которые могут представлять различные аспекты вашей компании, от продаж и обслуживания клиентов до маркетинга и разработки продуктов. Каждый должен занять место за столом.

Продвинутые компании даже выходят за рамки мнения коллектива, когда проводят SWOT-анализ и получают отзывы от клиентов, чтобы добавить к этому альтернативное мнение.

Если вы начинаете или ведете бизнес самостоятельно, вы все равно можете провести SWOT-анализ. Привлекайте дополнительные точки зрения от друзей, которые мало знают о вашем бизнесе, вашего бухгалтера или даже поставщиков. Главное - иметь разные точки зрения.

Существующие предприятия могут использовать SWOT-анализ для оценки своей текущей ситуации и определения стратегии продвижения . Но помните, что все постоянно меняется, и вам необходимо корректировать свою стратегию, начиная с нового SWOT-анализа каждые шесть-12 месяцев.

Для стартапов SWOT-анализ является частью процесса бизнес-планирования. Это поможет систематизировать стратегию, чтобы вы начали правильно и знали направление, в котором планируете двигаться.

Как правильно провести SWOT-анализ

Как я уже упоминал выше, вы можете собрать команду людей для работы над SWOT-анализом. Однако для этого вам не нужен целый день. Часа-двух должно хватить.

1. Соберите нужных людей

Соберите людей из разных частей вашей компании и убедитесь, что у вас есть представители от каждого отдела и команды. Вы удивитесь, обнаружив, что разные группы в вашей компании будут иметь совершенно разные точки зрения, которые будут иметь решающее значение для успешного проведения вашего SWOT-анализа.

2. Приклейте свои идеи на доску

Проведение SWOT-анализа похоже на мозговой штурм, и есть правильные и неправильные способы их проведения. Я предлагаю дать каждому блокнот с наклейками и попросить каждого самостоятельно генерировать идеи, чтобы начать работу. Это предотвращает групповое мышление и гарантирует, что все голоса будут услышаны.

После пяти-десяти минут личного мозгового штурма повесьте все стикеры на стену и сгруппируйте похожие идеи. Разрешите кому-либо добавить дополнительные примечания на этом этапе, если чья-то идея вызывает новую мысль.

3. Оцените идеи

Как только все идеи организованы, самое время их ранжировать. Мне нравится использовать систему голосования, при которой каждый получает пять или десять «голосов», которые они могут распределить по своему усмотрению. Для этой части упражнения пригодятся липкие стикеры разного цвета.

Основываясь на голосовании, у вас должен быть список приоритетных идей. Когда, список готов для обсуждения, кто-то из присутствующих должен иметь возможность сказать последнее слово по приоритету. Обычно это генеральный директор, но это можно делегировать кому-то другому, отвечающему за бизнес-стратегию.

Вы зможете проследить этот процесс генерации идей для каждого из четырех секторов вашего SWOT-анализа: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Вопросы, которые могут вдохновить вас на анализ

Вот несколько вопросов, которые вы можете задать своей команде при построении SWOT-анализа. Эти вопросы могут помочь объяснить каждый раздел и пробудить творческое мышление.

Сильные стороны

Сильные стороны - это внутренние положительные атрибуты вашей компании. Это то, что находится под вашим контролем.

  • Какие бизнес-процессы успешны?
  • Какие активы у вас есть в ваших командах? (т.е. знания, образование, сети, навыки и репутация)
  • Какие физические активы у вас есть, например клиенты, оборудование, технологии, денежные средства и патенты?
  • Какие конкурентные преимущества у вас есть перед конкурентами?

Недостатки

Слабые стороны - это негативные факторы, которые умаляют ваши сильные стороны. Это то, что вам может потребоваться улучшить, чтобы быть конкурентоспособным.

  • Что нужно вашему бизнесу, чтобы быть конкурентоспособным?
  • Какие бизнес-процессы нуждаются в улучшении?
  • Есть ли материальные активы, которые нужны вашей компании, такие как деньги или оборудование?
  • Есть ли пробелы в вашей команде?
  • Хорошо ли Ваше местоположение подходит для вашего успеха?

Возможности

Возможности - это внешние факторы в вашей бизнес среде, которые могут способствовать вашему успеху.

  • Ваш рынок растет и есть ли тенденции, которые побудят людей покупать больше того, что вы продаете?
  • Есть ли предстоящие события, которые ваша компания может использовать для развития бизнеса?
  • Предстоят ли изменения в законах, которые могут положительно повлиять на вашу компанию?
  • Если ваш бизнес работает, высоко ли вас оценивают клиенты?

Угрозы

Угрозы - это внешние факторы, которые вы не можете контролировать. Вы можете подумать о разработке планов действий в чрезвычайных ситуациях, если они произойдут.

  • Есть ли у вас потенциальные конкуренты, которые могут выйти на ваш рынок?
  • Всегда ли поставщики смогут поставить вам необходимое сырье по нужным вам ценам?
  • Могут ли будущие разработки в области технологий изменить ваш бизнес?
  • Меняется ли поведение потребителей таким образом, что это может негативно повлиять на ваш бизнес?
  • Существуют ли рыночные тенденции, которые могут стать угрозой?

Пример SWOT-анализа

Чтобы помочь вам лучше понять, как на самом деле выглядит SWOT-пример, мы рассмотрим анализ для реторана БЭЙС. Компания планирует открыть свое первое место в центре города ​​и очень сосредоточена на разработке бизнес-модели, которая упростит быстрое расширение и откроет возможность франчайзинга. Вот как может выглядеть их SWOT-анализ:

 SWOT-анализ - это невероятно простой, но мощный инструмент, который поможет вам разработать бизнес-стратегию, независимо от того, создаете ли вы стартап или руководите существующей компанией.-3

Как использовать свой SWOT-анализ

После завершения вашего SWOT-анализа вы можете превратить его в реальную стратегию. В конце концов, этот прием направлен на выработку стратегии, над которой вы можете работать в течение следующих нескольких месяцев.

Первый шаг - посмотреть на свои сильные стороны и выяснить, как вы можете использовать их, чтобы воспользоваться своими возможностями. Затем посмотрите, как ваши сильные стороны могут бороться с угрозами , существующими на рынке . Используйте этот анализ, чтобы составить список действий, которые вы можете предпринять.

Имея в руках список действий, посмотрите на календарь своей компании и начните ставить в него цели или контрольные точки. Чего вы хотите достичь в каждом квартале (или месяце) в будущем?

Вы можете проанализировать, как внешние возможности могут помочь вам бороться с вашими собственными внутренними слабостями. Можете ли вы также свести к минимуму эти слабые места, чтобы избежать выявленных угроз?

Опять же, у вас будет список действий, который вы захотите расставить по приоритетам и запланировать.

БЭЙС - потенциальные стратегии роста

Вернемся к примеру ресторана БЭЙС: на основе их SWOT-анализа вот несколько потенциальных стратегий роста, которые помогут вам продумать, как превратить ваш SWOT-анализ в достижимые цели.

  1. Изучите инвесторов. БЭЙС может исследовать варианты получения капитала.
  2. Составьте маркетинговый план. Поскольку БЭЙС хочет реализовать конкретную маркетинговую стратегию - ориентироваться на дополнительные группы потребителей, подчеркивая, что их вариант обеда является одновременно полезным и удобным, - компании следует разработать маркетинговый план.
  3. Запланируйте торжественное открытие. Ключевой частью этого маркетингового плана станет торжественное открытие ресторана и рекламные стратегии, необходимые для выхода на целевой рынок БЭЙС.

Следующие шаги с вашим SWOT-анализом

Имея в перед глазами свои цели и план действий, вы начнете путь к завершению стратегического плана своего бизнеса. Мне нравится использовать методологию Экономичного планирования для стратегических планов, а также для регулярного бизнес-планирования. Действия, которые вы генерируете из своего SWOT-анализа, будут вписываться в основные этапы вашего плана и дадут вам конкретную основу, на которой вы сможете развивать свой бизнес.

Подробнее о том, как написать бизнес план, читайте в книге Владислава Чернова "Запланируй успех".

 SWOT-анализ - это невероятно простой, но мощный инструмент, который поможет вам разработать бизнес-стратегию, независимо от того, создаете ли вы стартап или руководите существующей компанией.-4