На сегодняшний день большое количество граждан выполняет работы и оказывает услуги на дому либо на выезде, при этом не имея официального статуса работника или индивидуального предпринимателя, юридического лица и не неся юридической ответственности за результаты своей работы. Именно поэтому возникла необходимость на законодательном уровне урегулировать правоотношения таких граждан, потребителей их работ и услуг. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо определить понятие правового статуса самозанятых граждан, разграничить понятия «самозанятый гражданин» и «индивидуальный предприниматель», а также создать предпосылки для более выгодного выхода этой категории граждан «из тени».
Некоторые исследователи отмечают существенное различие между статусом индивидуального предпринимателя и самозанятого гражданина. Так, Ю.О. Шибаршина считает, что «основным отличием понятия индивидуального предпринимателя от самозанятого гражданина является невозможность нанимать сотрудников. Это связано с тем, что деятельность этой категории граждан осуществляется благодаря их личным усилиям». Ряд исследователей указывает на иные отличия данных понятий. В частности, А.Ю. Шеина, Г.З. Альтдинова, Р.Р. Нафикова отмечают, что «самозанятые не предоставляют налоговую отчетность в соответствующие органы». Представляется, что под самозанятыми гражданами следует понимать тех, кто по различным причинам не желает регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Задача законодателя в таком случае заключается в том, чтобы предложить им такие условия, по которым легализация их деятельности может оказаться привлекательной для самозанятых граждан.
По данным Росстата, в 2017 году в неформальном секторе было занято 15,4 млн человек, что составляет 19,8% от общего количества занятых, в 2019 году показатель достиг значения равного 21,4%. Из-за теневой занятости только Пенсионный фонд России недополучает около 500 млрд руб. в год. Однако некоторые специалисты считают эти данные преувеличенными. Так, по мнению заместителя директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Р.И. Капелюшникова, доля неформальной занятости в России колеблется в пределах 10-15% от общей численности занятых. Результаты опроса, проведенного компанией "ResearchMe" в мае-июне 2019 года показали, что 39% опрошенных самозанятых граждан не считают нужным платить налоги, потому что ничего не ждут от государства, 29% говорят, что поскольку они самостоятельно заботятся о своем социальном обеспечении, платить налоги не обязаны. Всего 32% опрошенных заявляют, что уплата налогов является гражданским долгом каждого. Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии в России доверительных отношений между налогоплательщиками и государством, поэтому самозанятых граждан достаточно сложно мотивировать к легализации своей деятельности.
Одно из решений проблемы легализации самозанятых граждан видится в принятии соответствующего нормативно-правового акта: так был принят Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" от 27.11.2018 N 422-ФЗ (далее Закон N 422). Данный закон вступил в силу 1 января 2019 года в Москве, Подмосковье, Калужской области и Республике Татарстан. Положения законопроекта для самозанятых имеют экспериментальный характер, вводятся на 10 лет и продлятся до 2028 года. На данный момент больше 76 регионов легализовали специальный налоговый режим для населения. Теперь самозанятые граждане уплачивают налог в размере 4% на доход, полученный от реализации товаров и услуг для физических лиц, и 6% на доход при продаже товаров и услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В эти проценты отчисления входят в том числе взносы на медицинское страхование в размере 37% от уплаченной суммы налога. Пенсионные взносы самозанятый гражданин сможет вносить добровольно и в таком размере, какой он сам определит. Самозанятый гражданин не признается не признается плательщиком страховых взносов. Предоставление самозанятыми гражданами налоговой декларации по данному налогу не предусмотрено, в отличие от предпринимателей, которые обязаны подавать налоговые декларации по окончанию каждого налогового периода (за исключением ИП применяющих патентную систему налогообложения).
Также каждому при регистрации дают налоговый бонус, или вычет, равный МРОТ, который в 2020 году составил 12 130 рублей. Такой вычет полностью или частично покрывает налог, подлежащий уплате. В этом, безусловно, плюсы такого специального налогового режима. Помимо этого, процесс взаимодействия Федеральной налоговой службы (далее – ФНС) и гражданина полностью автоматизирован с помощью мобильного приложения «Мой налог», а регистрация гражданина абсолютно бесплатна, в отличие от государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя посредством личной подачи заявления в ФНС, ведь в таком случае гражданину необходимо уплатить государственную пошлину при регистрации. Сумму налога ФНС рассчитывает на основе сведений, переданных гражданином через приложение, что также является удобным.
Представляется правильной позиция Е.С. Ситникова, который считает, что «законодатель не учел тот момент, что не все граждане смогут воспользоваться указанной функцией. Не стоит забывать, что в роли самозанятых выступает и такая категория налогоплательщиков, как люди предпенсионного и пенсионного возраста, которые не обладают соответствующими навыками работы с мобильными приложениями в полной мере». Действительно, данная проблема будет весьма актуальной среди граждан пожилого возраста, однако нельзя назвать ее нерешаемой.
Различие самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей главным образом заключается в лимите по доходу в год: для самозанятых граждан годовой доход не должен превышать 2,4 млн. рублей, а для ИП, использующих а) упрощенную систему налогообложения – 150 млн. рублей; б) патентную систему налогообложения - 60 млн. рублей. Другим отличием в правовом статусе самозанятого и ИП является возможность нанимать сотрудников: ИП вправе осуществлять наем сотрудников, самозанятый – нет.
Дополнительной обязанностью индивидуального предпринимателя является наличие контрольно-кассовой техники. Законодатель предусмотрел исключения для некоторых видов деятельности, осуществление которых возможно и без применения контрольно-кассовой техники, например,
- обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
- торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
- ремонт и окраска обуви;
- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
- реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
- вспашка огородов и распиловка дров;
- услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах и другие.
Так как наше законодательство очень часто изменяется, редактируется, есть риск не усмотреть за определенным видом деятельности, который может быть исключен из вышеуказанного списка, и, следовательно, быть привлеченным к административной ответственности.
Говоря о возможности привлекаться к административной ответственности, следует отметить, что ИП подвержен такому риску в несколько раз больше, так как предпринимателя могут штрафовать
- ФНС — за неполную уплату налогов и взносов, недостоверные сведения в отчетах, несдачу отчетности, отсутствие ККТ и др.
- трудовая инспекция — за нарушение прав работников;
- фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования) — за несдачу отчетности или недостоверные сведения в ней;
а также иные госорганы — в зависимости от вида деятельности предпринимателя: например, Роспотребнадзор за невыполнение санитарных правил и требований.
Самозанятый же гражданин может быть оштрафован лишь за предоставление недостоверных сведений и неотражение полученного дохода соответственно, что, исходя из предоставленных правомочий самозанятому лицу, представляется весьма нелегко для налоговых органов, ведь для привлечения самозанятого к отвественности ФНС должна обладать достаточными достоверными доказательствами.
Таким образом, можно сказать, что отсутствует четкое разграничение понятий «самозанятый гражданин» и «индивидуальный предприниматель» в связи с отсутствием законодательного определения данных терминов. Нет подробного перечня субъектов, которые попадают под указанную категорию. Тем не менее, анализ положений налогового кодекса РФ и Закона N 422 позволяет выявить различия в содержании правового статуса данных категорий налогоплательщиков.
Тенденция граждан к выполнению работ и оказанию услуг из личных целей неизменно растет, тем самым формируя средний класс общества и развивая мелкое предпринимательство, что не может не сказаться благоденственно для российской экономики в целом.