Знакомясь с античной мифологией, каждый человек обязательно затрагивает тему двенадцати подвигов Геракла. Но вот, прочитав про древнегреческого героя и плавно перейдя в римскую мифологию, читатель видит имя нового героя — Геркулеса. И у него тоже было двенадцать подвигов, и он тоже был сыном бога, и он также… стоп, а не один ли это человек?
Действительно, Геркулес и Геракл – это один и тот же персонаж, который произошел в результате переименования греческих героев на римский лад.
Захватившие Грецию римляне были поражены греческой культурой и стали усиленно её перенимать. Ромеи быстро усвоили греческие обычаи, постигали архитектуру Эллады, а у римских патрициев считалось модным отправлять своих юношей на обучение к греческим философам. Все больше наглеющие завоеватели постепенно стали присваивать себе древнегреческие открытия, переименовывать богов на свой лад (Зевс превратился в Юпитера, Арес стал Марсом и т.д.), а заодно и героев.
Так, вероятно, Геракл и превратился в Геркулеса. В позднее время в западных странах чаще использовалось имя Геркулес, а в странах Византийского культурного круга преобладало имя Геракла.