Эти две картины выставлены рядом в музее Андрея Поздеева. Подпись к музею гласит: «(Слева) Художник Евгений Степанович Кобытев в день его ухода на фронт в 1941 году. (Справа) В 1945 году, когда он вернулся». Это человеческое лицо после четырех лет войны. Первая картинка смотрит на вас, вторая - сквозь вас.
В 1941 году он был молодым человеком, готовым начать свою творческую жизнь в качестве художника, когда Германия напала на Советский Союз, и ему пришлось пойти в армию. Четыре года спустя разница в его лице разительна. Худое и усталое лицо, глубокие морщины, тревожный взгляд - этот человек полностью изменился после четырех лет войны без правил на Восточном фронте.
Евгений Степанович Кобытев родился 25 декабря 1910 года в селе Алтай. После окончания педагогического училища работал учителем в сельской местности Красноярска. Его страстью было рисовать портреты и панорамы из повседневной жизни. Мечта о высшем художественном образовании осуществилась в 1936 году, когда он поступил в Киевский государственный художественный институт на Украине.
В 1941 году он с отличием окончил художественный институт и был готов к новой творческой жизни. Однако все его мечты были оборваны 22 июня 1941 года, когда нацистская Германия напала на Советский Союз. Новый художник добровольно стал солдатом и записался в один из артиллерийских полков Красной Армии. Полк вел ожесточенный бой, чтобы защитить городок Припять, расположенный между Киевом и Харьковом.
В сентябре 1941 года Кобытов был ранен в ногу и попал в плен. Он оказался в печально известном немецком концентрационном лагере, действовавшем из Хорола, который назывался «Хоролская яма» (Дулаг № 160). В этом лагере погибло около 90 тысяч военнопленных и мирных жителей.
Построенный на территории бывшего кирпичного завода, в лагере Хорол был только один барак; он был наполовину сгнившим и покоился на наклоненных вбок столбах. Это было единственное укрытие от осенних дождей и штормов. Лишь немногим из шестидесяти тысяч заключенных удалось втиснуться туда. У остальных бараков не было. В бараках люди стояли плотно прижатые друг к другу. Они задыхались от зловония и испарений и были залиты потом.
В 1943 году Кобытеву удалось бежать из плена и снова вступить в ряды Красной Армии. Он участвовал в различных боевых действиях на территории Украины, Молдовы, Польши, Германии. По окончании Второй мировой войны он был награжден медалью Героя Советского Союза за отличную воинскую службу в боях за освобождение Смелой и Корсуньской областей на Украине. Однако высшее командование отказалось вручить ему медаль «Победа над Германией», поскольку его военная карьера была «испорчена» из-за того, что он был военнопленным.
Тысяча ярдов взгляд
Скорее всего, если вы читали о войнах и их влиянии на солдат, возможно, вы случайно видели «Тысяч ярдовый взгляд». Первый признак посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) во многих случаях определяется как «пустой или несфокусированный взгляд вдаль, который рассматривается как характеристика измученного войной или травмированного солдата» в оксфордских словарях.
Происхождение этой фразы происходит от публикации журналом Time картины под названием «Морские пехотинцы называют это взглядом на 2000 ярдов», созданной художником и корреспондентом времен Второй мировой войны Томом Ли, хотя это явно не было названо так. Картина представляет собой портрет морского пехотинца 1944 года в битве при Пелелиу на Палау (Тихоокеанский театр).
Наиболее заметные признаки у человека, страдающего посттравматическим стрессовым расстройством, - это замкнутость и безрадостность. Это состояние характеризуется частыми нежелательными воспоминаниями, которые воспроизводят инициирующее событие. Люди с этим синдромом не могут получать удовольствие от вещей, которые им, возможно, нравились в прошлом.
Они избегают компании других и становятся более пассивными, чем раньше. Они хотят избежать всего, что может вызвать воспоминания о травмирующем событии. Человек с посттравматическим стрессовым расстройством может уходить из разговора и казаться отстраненным и замкнутым. Это известно среди солдат как «взгляд на тысячу ярдов». Это знак того, что неприятные воспоминания вернулись, чтобы их преследовать.