Найти в Дзене
Тёмный историк

Одна из причин, по которой я считаю Ганнибала Барку великим полководцем

Очень часто Ганнибала Барку воспринимают только как мастера засад и окружений, который сумел нанести противнику много обидных и даже разгромных поражений.

Другие же традиционно считают Ганнибала человеком, который «умел побеждать, но не умел пользоваться своими победами». Рим-то в итоге все равно победил. А победителей, как известно, при жизни не судят. При жизни судят только проигравших.

Но я бы хотел сегодня обратить внимание читателей на иную сторону таланта Ганнибала Барки. Не столь заметную, может быть. Но в моих глазах именно эта способность делает Ганнибала великим военачальником, достойным вечной славы.

Предоставим же слово Титу Ливию, древнеримскому историку (следовательно, его трудно заподозрить в чрезмерном восхвалении Ганнибала). Но судите сами:

Карфагенские воины. Art by  Johnny Shumate
Карфагенские воины. Art by Johnny Shumate

«Не сограждане составляли его войско — сброд разноязычный и разноплеменный, люди разных законов и разных обычаев, разного обличия, по-разному одетые, по-разному вооруженные, с разными обрядами и разными святынями, даже боги у них были едва ли не разные. Он сумел так связать этих людей в одно целое, что они мирно уживались друг с другом и не возмущались против вождя, хотя во вражеской стране часто не было ни денег для выплаты жалования, ни продовольствия...» (с) Тит Ливий. История от основания города.

И ведь действительно. Мало того, что войско Ганнибало было, по сути, наемным, так оно еще являлось и «интернациональным». Туда входили галлы, нумидийцы, ливийцы, иберы, италики. Притом каждые упомянутые мной «ребята» — это, как правило, ряд довольно крупных племен.

Тут еще картина будет неполная, если не говорить о так называемой Наёмнической войне (240 — 238 годы), которая разразилась сразу после проигранной Карфагеном Первой Пунической войны.

Нумидийский всадник. Art by Jose Daniel Cabrera
Нумидийский всадник. Art by Jose Daniel Cabrera

Тогда против карфагенян восстали наемники — ветераны Пунической войны. Некоторые современники полагали, что эта война оказалась для Карфагена тяжелее Первой Пунической. Распоясавшиеся наемники в союзе с восставшим населением Ливии даже осаждали сам Карфаген!

Карфаген по итогу потерял еще два острова — Сардинию и Корсику (которые достались Риму), плюс сам еле-еле пережил эту вторую по счету войну.

Но были и позитивные для Карфагена последствия: на этой войне еще сильнее «поднялся» Гамилькар Барка, отец Ганнибала. Баркиды в итоге продавили свой план по покорению Иберии.

И, стоит отметить, что отец Ганнибала Гамилькар заложил фундамент для успехов сына. Войско досталось Ганнибалу «по наследству», он сам уже успел заслужить уважение воинов. Кроме того, к Ганнибалу перешел и великолепный «офицерский корпус» отца.

Армия Ганнибала. Художник: Николай Зубков.
Армия Ганнибала. Художник: Николай Зубков.

И все-таки, Ганнибал вел войну на чужой территории, таскал войско по горам и болотам, выиграл много сражений с этими войсками. И они следовали за ним, практически никогда не колеблясь.

«В большой степени успех любой карфагенской армии, в том числе и Ганнибала, зависел от таланта полководцев соединить эти отдельные части и использовать их наиболее эффективным способом...» (с) Р.А. Габриэль. Ганнибал. Военная биография величайшего врага Рима.

И, черт возьми, Ганнибал, как никто иной из карфагенских военачальников, умел использовать сильные стороны своих «контингентов».

Нумидийцы служили ему как отличные легкие всадники, ливийцы — как тяжелая пехота (он их еще и переодел в римское снаряжение), галлы и иберы — как «основная масса». Да, Ганнибал часто использовал кельтов и италиков как «пушечное мясо».

Кельты периода Второй Пунической. Кстати, у римлян они тоже были, как и италийские союзники и наемники-нумидийцы (в конце войны). Но, все же, костяк римской армии того времени — римские граждане и союзники-латиняне.
Кельты периода Второй Пунической. Кстати, у римлян они тоже были, как и италийские союзники и наемники-нумидийцы (в конце войны). Но, все же, костяк римской армии того времени — римские граждане и союзники-латиняне.

Но тут логика проста: кельтов можно еще найти, а своих проверенных ветеранов пополнить не выйдет.

Вот Ганнибал потому и велик. Не только из-за того, что Альпы перешел со слонами и римлян много раз побеждал. То есть, это, конечно, тоже важно.

Но еще сильнее выделяет Ганнибала именно то умение руководить массами людей, у которых, окромя военного вождя, не было ничего общего.

С вами вел беседу Темный историк , подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте , смотрите видео на моем You Tube канале . Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.