В сотый, а возможно трёхсотый раз, перелистывая в компьютере фотографии своего знаменитого «конкурента», фотографа Карла Буллы и его учеников, (очень люблю рассматривать работы тех лет) наткнулся на эту любопытную фотографию. Место, где позируют девушки, узнать легко: у них за спиной – роскошная ограда Михайловского сада с колоннами из цветного кирпича и решеткой в стиле модерн.
Одному из учеников великого фотографа, удалось оставить в истории замечательный момент. Перед нами первый набор «абитуриентов» Школы народных искусств в Петербурге. Здание Школы, было построено рядом с часовней-ризницей Иверской иконы Божией Матери, буквально в двух шагах от Спаса на Крови. И прежде, чем рассказать об этом уникальном учебном заведении, я, по нашей уже сложившейся традиции, предлагаю на мгновение погрузиться в историю и вспомнить о первой общественной женской организации России – Женскому Патриотическому Обществу.
Императорское Женское Патриотическое Общество было создано в 1812 году при попечительстве вдовствующей императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны по инициативе представительниц высшего света Санкт-Петербурга.
Справка: среди членов Общества многие женщины — представительницы различных социальных и «должностных» слоев, — прославились огромными пожертвованиями. Мария Нарышкина, Наталия Плещеева, баронесса Елизавета Раль, госпожа Мальвио, госпожи Северин и Штирлиг, великие княгини — Екатерина Михайловна, Мария Павловна, Елизавета Федоровна, Александра Иосифовна, принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская и многие другие.
Целью общества была благотворительная и просветительская деятельность.
15 ноября 1812 года в журнале «Сын Отечества» было опубликовано «Приглашение» к вступлению в члены общества, в котором были разъяснены его цели:
«Никогда любовь к Отечеству не ознаменовалась между нами столь блистательными подвигами, столь трогательными чертами, как ныне. Сему священному чувству свойственно умножаться посреди народных бедствий, посреди больших опасностей и больших надежд. Любовь к Отечеству рождает Героев, стремящихся с неусыпным рвением на защиту престола и алтарей. Но желание быть полезным обществу не заключается в одном мужеском поле. Руководствуясь сими чувствами, С. Петербургские дамы положили учредить Патриотическое общество...».
Прекрасный слог, неправда ли? Современным «PR -манагерам» следовало бы поучиться.))
Так вот. Школа народного искусства была основана именно этим Императорским женским патриотическим обществом в начале XX века. Задача, на первый взгляд, проста и очевидна - «поддержать старинное народное искусство и не утратившие связи с ним современные кустарные промыслы».
У меня не совсем укладывается в голове. К примеру: где баронесса Елизавета Раль или госпожа Мальвио, и где народное искусство с народными промыслами? Что их могло связывать? И тем не менее – связывало.
Выбрали участок в самом центре Петербурга, провели конкурс, по итогам которого архитекторы Иннокентий Безпалов и Николай Лансере построили четырехэтажное с мансардой здание школы в стилистике петровского барокко! Занятия в школе начались в разгар Первой мировой войны, в 1915 году.
На интернет-страницах сайта Школы Народных Искусств, нам рассказывают: «Главной причиной основания Школы Народного Искусства явился ощущаемый в то время недостаток "в знающих свое дело и художественно образованных мастерицах-инструкторшах по разнообразным отраслям кустарной художественной промышленности".
Подготовке опытных и профессионально знающих свое дело мастериц был подчинен весь учебный процесс: из 24 часов в неделю, непосредственно посвященных ремеслу, 22 часа приходились на практические занятия. Остальное время отводилось на рисование, беседы по общеобразовательным предметам, счетоводство, хоровое пение и гимнастику» .
Попытался найти информацию какие же из промыслов были особо востребованными в начале XX века, раз уж так катастрофически нехватало специалистов. И был приятно удивлён. Не хватало во всех областях.
Оказалось, что в дореволюционное время в быту наших соплеменников с удовольствием использовался очень широкий круг изделий народно-прикладного искусства. Люди тянулись к красивому, причём во всех социальных слоях. Что же это было?
Роспись. Роспись по дереву, по фарфору, по глине, по стеклу, по ткани и пр. Практически каждый регион России имел свой стиль, свой «почерк». Например. Алтайская роспись, Борецкая, Верхнеуфтюгская, Вологодская, Волховская, Вятская. И это только на букву «В».)) Особняком стояли «монстры» своего дела, которые дожили и до наших дней. Гжель, Федоскинская миниатюра, Палех и пр.
В моде были изделия из ткани: конечно же Вологодское кружево, Мценское кружево, Крестецкая строчка – (народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде (ныне Крестецкий район Новгородской области). Вышивка выполнялась на ткани из льна, причём нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца). Оренбургские и Павловопосадские платки считались дорогим подарком, а Торжокские золотошвеи, которые обшивали самых именитых вельмож и царские особы.
Особым спросом пользовались игрушки. Перечислю лишь часть. Абашевская игрушка (свистульки из глины с яркой росписью), Бабенская игрушка (из дерева), Богородская игрушка, Дымковская игрушка, конечно же матрёшка, всевозможные свиристели, сопелки и трещотки.
Работы по металлу и из металла. Каслинское литьё, Скань, Мороз по жести. Особняком трудились ювелиры, это вообще отдельная категория.
И конечно же резьба. По дереву, по кости, по камню, по каповому корню.
Поэтому открытие школы народных искусств, прошу прощения за тавтологию, не было чем-то искусственным. Власти искренне стремились сохранить и преумножить его.
Обучались в Школе Народного Искусства ученицы из самых разных губерний России. В 1912 году в Школе числилось 23 ученицы, из которых только одна - из Санкт-Петербурга. По окончании Школы выпускницы получали аттестат на звание мастерицы-художницы по изученным "производствам". Они умели проектировать и исполнять изделия народных ремесел, а также учить этому других. Школа Народного Искусства имела печать с изображением Государственного Герба и являлась профессиональным учебным заведением.
После 1917 года в здании школы долгое время располагалось студенческое общежитие. После капитальной реконструкции здания в 2000 году, ему вновь вернули тот же статус, ради которого оно и было построено. Здесь вновь разместился институт «Высшая школа народных искусств». Где изучают и продвигают в массы традиционную народную художественную культуру.
Спасибо, что прочли до конца!