"Небольшое влияние, которое имела Армения в региональных геополитических процессах, было обусловлено существованием Республики Арцах - с размещением там исключительно армянских вооруженных сил, наличием 135-километровой границы между Республикой Арцах и Ираном, а также позицией Армении противостоять экспансионистской политике Турции, - заявил в беседе с "ГА" руководитель Центра политических и экономических стратегических исследований политолог Бениамин ПОГОСЯН, отметив, что в нынешних условиях Армения перестала быть геополитическим фактором, такое государство не может иметь какой-либо роли в регионе и, естественно, не может ожидать участия в каком-либо серьезном процессе.
- Последний пункт трехстороннего заявления от 9 ноября, касающийся разблокирования экономических и транспортных связей в регионе, больше порождает новые риски для Армении, нежели создает благоприятные условия для нашей страны, считают многие эксперты, аргументируя свою точку зрения тем, что в тексте заявления только армянская сторона обязалась предоставить гарантии безопасности для транспортной связи Азербайджан - Нахиджеван, при этом по части других коммуникаций гарантии безопасности отсутствуют, что в дальнейшем может создать основы для нового конфликта, поставив под угрозу суверенитет и территориальную целостность Армении. Каково ваше мнение на этот счет? Что, по-вашему, даст Армении деблокада и какие риски для нашей страны она содержит?
- Прежде всего следует отметить, что транспортные проекты, предусмотренные заявлением от 9 ноября, могут быть реализованы в лучшем случае за несколько лет. По азербайджанским данным, на строительство железной дороги Горадиз – бывшая граница Советского Азербайджана с границей Советской Армении понадобится не менее двух лет. Необходимо также время для восстановления железной дороги, проходящей по территории Сюникского марза. В быстро меняющейся среде безопасности даже два-три года - значительный срок, и за это время многое может измениться.
Однако если допустить, что транспортные коммуникации откроются, то очевидно, что железнодорожная и автомобильная связь между Арменией и Россией по маршруту Ереван - Ерасх - Нахиджеван - Мегри - Горадиз - Баку - Дербент будет проблематичной даже с точки зрения чисто экономической целесообразности. Это если оставить в стороне очевидные вопросы безопасности. Следовательно, от открытия коммуникаций, соединяющих Азербайджан через территорию Сюникского марза с Нахиджеваном и Турцией, выиграют исключительно Турция, Азербайджан и отчасти Россия, которая может в обход Грузии установить железнодорожное сообщение с Турцией, а впоследствии - с Ираком и Сирией.
Для Армении положительное развитие возможно, только если будет задействована железнодорожная связь с Ираном через территорию Нахиджевана, да и то лишь в том случае, если железная дорога Иран - Армения будет включена в мультимодальный коридор "Персидский залив - Черное море", соединяющий Иран через территорию Армении, Грузии и Черное море с Европой. Обсуждения относительно эксплуатации коридора начались в 2016 году, однако конкретных результатов пока нет. В противном случае с точки зрения исключительно армяно-иранских экономических отношений эксплуатация железной дороги вряд ли будет иметь существенное значение.
- Власти Армении пытаются представить разблокирование как адекватную уступку против взятого нашей страной обязательства предоставить безопасную транспортную связь между Азербайджаном и Нахиджеваном, хотя очевидно, что обеспечение реализации 9-го пункта, исключение возможности его пересмотра Арменией и представление этого положения как взаимовыгодного исходит именно из интересов Азербайджана. Почему Азербайджан и Турция стремятся обеспечить связь через Сюник? Как вы считаете, сегодня, когда в результате 44-дневной войны армянская сторона сдала Азербайджану 7 районов Арцаха, потеряла Шуши, Гадрут и ряд населенных пунктов бывшей НКАО, не уточнив каким-либо образом статус Арцаха, взяв обязательства перед Азербайджаном уже на территории Армении, адекватны ли ситуации попытки власти представлять деблокаду региональных коммуникаций в качестве достижения и не вводит ли власть, таким образом, в заблуждение население Армении?
- Очевидно, что премьер-министр Армении 9 ноября подписал капитуляцию, следовательно, любое утверждение о каких-либо достижениях или переговорных успехах армянской стороны просто смехотворно.
Более того, правительство Армении выполнило также те требования Азербайджана, которые не были включены в заявление от 9 ноября, в частности, вывело армянские войска с тех территорий Зангеланского и Кубатлинского районов бывшего Советского Азербайджана, которые по положению на утро 10 ноября находились под контролем армянских сил. К сожалению, мы находимся в такой ситуации, что Армения выполняет любое требование Азербайджана, которое Азербайджан заранее согласовывает с Россией.
Что касается желания Турции и Азербайджана установить связь через территорию Сюника, то это еще в 1918 году было одной из основных целей создания второго турецкого государства в регионе. В 1918 году Азербайджан был создан как плацдарм для обслуживания интересов Турции в регионе и для распространения турецкого влияния на Центральную Азию. Эффективное выполнение этой роли требует создания сухопутного сообщения между Азербайджаном и Турцией. Очевидно, что эта политика в долгосрочной перспективе угрожает также и интересам России, и в этой связи нынешнюю заинтересованность России в создании коридора Азербайджан - Турция трудно понять.
- 11 февраля в Афинах собрались страны "Антитурецкого альянса": Греция, Кипр, Франция, Египет, Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ, участники саммита, который, кстати, турецкий МИД назвал вражеским, обсуждали турецкий экспансионизм и борьбу с ним. Чем, на ваш взгляд, обусловлено отсутствие Армении на этом саммите?
- Участников данной встречи объединяют различные, имеющиеся у них проблемы с Турцией - от разделения зон влияния в Восточном Средиземноморье и Северной Африке до поддержки, оказываемой Турцией организации "Братья-мусульмане".
Что касается Армении, то следует понимать, что небольшое влияние, которое имела Армения в региональных геополитических процессах, было обусловлено существованием Республики Арцах - с размещением там исключительно армянских вооруженных сил, наличием 135-километровой границы между Республикой Арцах и Исламской Республикой Иран, а также позицией Армении противостоять экспансионистской политике Турции.
В настоящее время Республика Арцах потеряла границу с Ираном и фактически стала российским протекторатом, суверенитет Армении находится на самом низком после 1991 года уровне, а власти Армении, похоже, взяли курс на нормализацию отношений с Турцией. В этих условиях Армения перестала быть геополитическим фактором. Такое государство не может иметь какой-либо роли в регионе и, естественно, не может ожидать участия в каком-либо серьезном процессе.
- На Мюнхенской конференции по безопасности Эммануэль Макрон заявил, что "политика пренебрежительного отношения к России в последние годы провалилась", выразив готовность к более тесному диалогу с Москвой. Можно ли воспринимать это заявление в качестве посыла Франции, которая пытается отмежеваться от британо-германской игры, и как это, учитывая развития в регионе Южного Кавказа, может отразиться на Армении?
- Трудно дать однозначную оценку проводимой в отношении России политике ведущих европейских государств. В последние годы президент Франции несколько раз выступал с призывами о возобновлении диалога с Россией, представляя это важным предусловием для реализации концепции "стратегической автономии" Европейского Союза. В то же время Франция прекрасно осознает, что невозможно принять решение в Евросоюзе по какому-либо важному вопросу без согласия Германии, тогда как в настоящее время российско-германские отношения находятся на очень низком уровне. В эти отношения может быть внесена ясность только после предстоящих в Германии осенью 2021 года парламентских выборов, когда Ангела Меркель после 16-летнего правления оставит пост канцлера. В 2022 году во Франции ожидаются президентские выборы. Так что в ближайшие два года маловероятно, что в отношениях ЕС - Россия, Франция - Россия, Германия - Россия будут существенные изменения.
Беседу вела Аревик ЧИЛИНГАРЯНhttps://golosarmenii.am/article/110254/beniamin-pogosyan-lyuboe-utverzhdenie-o-kakix-libo-dostizheniyax-ili-peregovornyx-uspexax-armyanskoj-storony-smexotvorno