Найти тему
ВЭДсовет

Все на экспорт! Часть 2. Шишки для заморского покупателя.

ВЭДсовет находится в гостях у руководителей Центра развития промышленности Ленинградской области, и.о. генерального директора Центра Веры Штокайло и руководителя Центра поддержки экспорта Ленобласти Ольги Скороходовой. Во второй части нашей увлекательной беседы продолжаем разрабатывать стратегию для экспортёра-новичка, мечтающего о зарубежных поставках.

Первая часть интервью

Продолжим беседу о моих целебных шишках. Какие нюансы следует учитывать для успешного экспорта?

Ольга Скороходова: Если продукт абсолютно новый и вы сами не представляете, что делать, никогда в жизни не экспортировали, то по логике вещей начинать с маркетингового исследования смысла особого нет. Мы сначала своими силами делаем небольшой #экспортный аудит, смотрим, куда эта продукция может поставляться – у нас есть для этого определённые ресурсы и возможности. Есть ли интерес к такой продукт или нет, есть ли какие-нибудь ограничения на ввоз.

Если продукт неконкурентоспособен, то так честно вам и скажем. Но если мы понимаем, что возможность поставить продукцию есть, она будет пользоваться спросом, то тогда начинаем оценивать параметры самого продукта.

Например, раньше энергетические батончики, о которых я говорила ранее, содержали женьшень. А в Китай ввозить женьшень нельзя ни в каком виде. Поэтому производителю пришлось быстро заменять его на другие ингредиенты.

То же самое в Ираке. Там политика такова: если есть даже небольшой заводик по производству чего-либо, даже если он еле пыхтит, но делает какую-никакую продукцию, то аналогичный продукт туда никогда не ввезти. Все производимое в стране к ввозу запрещено.

Или, положим, если вы хотите ввезти курицу в Арабские Эмираты (ОАЭ – ворота Аравийского полуострова), тушка курицы должна быть только до 1 килограмма. Наши поставщики часто ломают копья на этом. Просто у нас курицу растят 40 дней, а у них – 30 дней, ровно столько птица набирает вес до килограмма. В Эмиратах считают, что курица больше килограмма вредна для здоровья.

Так что, у каждой страны свои нюансы, особенно у азиатских стран – там очень всё сложно.

Поэтому мы смотрим на продукт, выясняем, насколько он конкурентоспособен. Если же продукт неконкурентоспособен, то так честно вам и скажем. Но если мы понимаем, что возможность поставить продукцию есть, она будет пользоваться спросом, то тогда начинаем оценивать параметры самого продукта. Например, упаковка. Соответствует ли она требованиям того рынка, куда мы выходим.

Мы делаем дорожную карту товара , от упаковки до презентации товара. Кстати, предприниматели ещё могут пройти обучение в Школе экспорта РЭЦ.

Торговую марку наверняка зарегистрировать нужно?

Ольга Скороходова: Торговую марку зарегистрировать тоже надо, всё верно. У нас был случай, когда предпринимательница, производитель сухариков кантуччи, приехала с нами на выставку в Китай в 2019 году. В итоге, она там постояла, к ней подходили китайцы, мило общалась, однако не успела она вернуться в Россию и задаться вопросом регистрации торгового знака, как ей сказали: извините, но данный #товарный знак в Китае уже зарегистрирован. То есть, понимаете? Утащили за пять секунд! Дело в том, что в Китае марка регистрируется очень быстро, и стоит тебе въехать что-то показать, через секунду марку украдут. Китаец имеет приоритетное право регистрации ТМ, такая у них политика. Поэтому теперь марка нашей производительницы называется «Моника Кантуччи».

Если резюмировать, то мы делаем дорожную карту товара, от упаковки до презентации товара. Кстати, предприниматели ещё могут пройти обучение в Школе экспорта Российского экспортного центра (РЭЦ). Мы проводим занятия в разных муниципальных образованиях Ленинградской области. С новичками работа примерно такая.

И сколько займёт времени примерно выход на контракт для такого новичка?

Вера Штокайло: Смотря какая продукция. Примерно полгода-год.

Вы сказали про упаковку. У каждой страны наверняка есть определённые требования к ней. Расскажите, приходилось ли подгонять нашу упаковку под зарубежные стандарты?

Ольга Скороходова: Действительно, законы меняются и ужесточаются каждый год. Как правило, это связано с экологией. Требуется перерабатываемая упаковка с обязательными обозначениями: что и куда можно выбрасывать. Есть очень хороший пример по конфетам фабрики Крупской, которые мы готовили к #экспорту в Германию. Когда мы были там с бизнес-миссией, нам пояснили, в чем же дело. Оказывается, немцев наша упаковка конфет изумляет. Действительно, открываешь стандартную конфету, и натыкаешься сразу на несколько видов упаковки: пластик, фольгированная бумага, нередко ещё пергаментная бумага. Чтобы всё это выкинуть по разным контейнерам, нужно потратить время. И это факт, который не для всех очевиден, хотя и наши компании тоже стремятся к качественной упаковке. Производителю Капорского иван-чая пришлось поменять пластиковую упаковку на более экологичную и дорогую, что прибавило около 4 рублей к стоимости продукта.

Продолжение следует

Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал !