Найти тему
Добрый Аудиофил

Влияет ли кабель на звук?

фото отсюда https://www.radio-tmb.ru/katalog/kabel/antennyy/kabel-rg-6-mednyy-belyy-1m-premier

Всем Доброго Аудиофильского!

Написал я тут пару-тройку обзоров на аудиотехнику. Ну и в комментах сразу вопросы

1. Что такое ТЕЛПЫЙ ЗВУК?

2. А как же кабели?

Про теплый звук будет отдельная статья завтра. Там разберемся, что это за термин такой, как само-выражается, какие технические особенности конструкции к нему приводят.

А сегодня поговорим про кабели!

Видите на фотке какой кабель необычный? Вроде бы в экране, а вроде внутри еще один экран.

На самом деле кабели бывают аж с 5-слойным экраном. Причем именно экраном, а не сигнальной землей.

И экраны там как раз разного стиля плетения. С разным шагом, с разной формой.

Но нам сейчас это не важно. У нас сейчас акустический кабель на обзоре.

По идее хочется, чтобы он ни на что не влиял. Вот чтобы вообще ни на что.

И хочется даже какую-то научно-доказательную базу из учебника под это дело привести.

Но прежде, чем это делать расскажу вам одну историю, которая приключилась со мной.

*****************************************************************************

Дело было вечером. Даже точнее ближе к часу ночи. Я ехал на своей машине домой.

Есть у меня одна особенность в вождении автомобиля. Я привык смотреть в боковые зеркала и не пользоваться внутрисалонным. Ну вот сформировалась такая привычка.

И вот еду я себе притомленный по пустой дороге. И тут один любитель погонять отрывает мне правое зеркало. Ну оторвал и ладно. На машине пара царапин. Разобрались с вопросом. И я дальше еду домой.

А зеркала-то нет. А все съезды с трасс-то правые. Ну я смотрю туда где оно должно быть. Машины там не вижу. И смело перестраиваюсь.

И тут клаксон мне бибикает.

Ладно. Поправил себе мозги, еду дальше. Минут через 10 снова правый съезд. Снова смотрю туда где зеркало должно быть. Машины там не вижу. Перестраиваюсь. Получаю царапину во всю боковину.

Оформляемся. Еду дальше.

Снова съезд. Тут я уже помню, что надо смотреть в другое зеркало. Но вот притопив на МКАДе разрешенную соточку, я про это опять забыл.

Снова съезжаю, и снова БИ-БИ. Но ладо биби. Самый смачный удар, я получил в 100 метрах от дома. Снесли мне и крыло, и фару, и бампер, и сход-развал, и диск литой под замену.

Это я вообще к чему? Это я к тому, что иногда отсутствие ожидаемой информации принимается за отсутствие РЕАЛЬНОГО ФАКТА!!!!

И инженер, что про Аудиофильские кабели спорит, это так. Ерунда. Тут ничего страшного случиться не может, если он попутает чего.

А вот я реально, пардон, обосрался на третьем ДТП за вечер. В той машине было 2 ребенка, на заднем сиденье, и жена беременная у парня спереди сидела. А ведь я виновник ДТП.

А парень еще потом говорил, что он моей затонированной машины испугался, и хотел было направо уходить. На тротуар, а оттуда или в кювет или в столб. Хорошо, хоть в этом плане ему смелости хватило.

Вот где косячить опасно. Я с тех пор за руль не садился уже 4 года. А то, что инженеры кабельщики пребывают в своих иллюзиях знания, при его отсутствии. Так это ерунда.

Главное, чтобы в разработчики жизненно-важной электроники не шли.

А так. Разрабатывать музыку, да системы освещения, и какие-нить моторы на гидроточках. Да флаг им в руки.

Пусть думают, что они про кабели все знают, на самом деле ничего об их работе не зная. Кому от этого хуже-то? Не они же их разрабатывают.

И даже не они смету утверждают на закупку.

Хотя конечно ответственности им бы побольше. Я вот поняв, что сейчас не могу обеспечить адекватное вождение машины, отказался от водительского места в ней.

А они ведь так и не осознают, что смотрят в чертоги разума, в то место где должна быть информация о работе кабеля, и не видя там данных о нелинейности его, считают, что артефактов в его работе нет.

Но с кабелем это не так страшно, как с иными моментами реального мира.

Ну вернее, тех кто в кабелях не разбирается в кабельные отрасли работать не пускают.

Наверное так реальный мир устроен.

*****************************************************************************

Но все-таки? Что у нас с кабелем?

Давайте вспомним первое правило кабеля. Сопротивление источника, нагрузки, и характеристическое сопротивление самого кабеля должны быть равны.

А у нас, что в АудиоМире творится?

Межблочники. Выход 10 кОм. Вход 40 кОм. Кабель 75 Ом.

Акустические. Выход 0.1 Ом. Колонки 8 Ом. Кабель... А вот сколько у акустчиеского кабеля?

Ща умельцы тестер возьмут и померяют. Тихо народ. 75 Ом вы тестером у межблочника не намеряете.

Это характеристика волнового сопротивления. Т.е. сопротивления волне, а не постоянному току.

А это сопротивление складывается и из электро-емкости, причем как погонной так и паразитной, и из индуктивности ,из из Оммического сопротивления.

Его еще расчитывать научниться надо. Дело в том, что погонная емкость у коаксиального кабеля зависит в том числе и от... Толщины диэлектрика. И вот тут парадокс. А паразитная тоже.

И как именно они друг друга уравновешивают?

Т.е. возможно множество решений, при разных габаритрных размерах "подозрительного конденсатора", при одинаковом Характеристическом Сопротивлении.

Но ведь закон Ома для фазы-цепи никто не отменял(во написал-то) чем больше расстояние между обкладками конденсатора, тем выше задержка.

А значит, у нас есть параметр зависящий от габаритов конструкции, который при этом никак себя не проявлвяет в стандартных параметрах указанных на бумажке?!!

Во дела.

По сути этот же параметр есть и у 2х проводников проложенных рядом. Расстояние между ними определяют этот параметр, который может управляться независимо от стандартных параметров на бумажке.

Но самая-то главная проблема в кабеле она в чем?

Она как раз от этого нашего ново-выявленного зависит. Это скорость образования стоячей волны. Или же электроемкость стоячей волны.

Т.е. сколько мощи в ней может накопиться. И соотвественно как быстро она будет стекать в нагрузку.

Что это я вообще такое пишу?

Давайте поподробнее. Сопротивления источника, нагрузки и кабеля должны быть равны, чтобы энергия волны полностью ушла в нагрузку.

Т.е. в колоноку или усилитель.

Если же сопротивление нагрузки больше. Что мы в случае колонки и имеем. То у нас часть энергии от нее отразится и пойдет назад по кабелю.

Упрется в усилитель, откуда скорее всего еще получит порцию этой же волны на этой же частоте. И начнет таким образом в кабеле нарастать.

Когда звучание струны бас-гитары(например) закончится, то эта накопленная волна будет потихоньку сливаться через колонку, продолжая дополнительно раскачивать басовик.

Особенно уязвимы к таким делам межблочники. Ведь там в 40 кОм пойди стеки. Это не в 8 Ом слить небольшой запас по электроемкости.

А тут какой бы маленькой электро-емкость по стоячей волне ни была. А в 40 кОм ее сливать все равно целую вечность придется.

Что приводит к нарушению скорости звучания баса.

А те кто помнит правило конденсатора, помнят, что чем ближе его обкладки, тем емкость выше.

А вот чем дальше... Ну вы поняли да? Именно поэтому мы видим кабели в форме питонов. Толстые толстые!

Это снижение паразитной электроемкости по стоячей волне. Которая в таком несогласованном тракте весьма не дурно гуляет.

**************************************************************************

Но это мы сейчас говорили про повышение именно достоверности передаваемого сигнала. Оно важно для записи с микрофона, для точной копии с катушки на катушку. Для фиксации иных измеряемых процессов.

А вот в мире Аудиоф свои правила. И каждый Аудиофильский Инженер знает, что кроме достоверности, нужно еще кое-что восстановить в звуке. То что звукорежиссер отрезал.

А в такой ситуации нам кабель-то тоже может помочь. Но нам его по другому использовать нужно.

Нужно, чтобы он гармоники создавал. Или динамический диапазон в нужных местах поджимал.

И вот это дельце умеют делать Аудиофильские кабели.

Некоторые делают звучание верха мягче, явно восстанавливая в нем потерянные гармоники.

Некоторые поджимают динамический диапазон на средних амплитудах звучания. Тем самым насыщая звук послезвучиями. Делая именно их звучание чуть-чуть погромче.

Некоторые шалят с басом. Делая его звук глубже и жирнее, или наоборот быстрее и прозрачнее.

Да да! Дальше начинаются Аудиофильские дела, и мы получаем огромное разнообразие рынка.

Но тут ведь психология потребителя влияет. Не все хотят, чтобы бас пинал их своей агрессивной достоверностью большого барабана. Некоторые хотят, чтобы барабан звучал упруго, с насыщением гармониками образующими глубокий мясистый звук. А вовсе не Резкий и Пустой, как он обычно звучит в реальности.

*******************************************************************************

В общем кабель на звук влияет. И в его конструкции достаточно условий и возможностей для этого дела. И инженер, что о них знает, умеет применять их именно с Аудиофильскими целями.

А вот сейчас нам надо кое о чем поговорить.

А актуальны ли данные инженерные возможности для потребителей? Или им это все даром не нужно?

Вот, что вам тут ответить?

Для меня в первую очередь, умение управлять звуком через кабель, это показатель возможностей науки контролировать конструкцию.

Это демонстрация того, что инженер может выбрать нужный частотный диапазон, и даже более того динамические составляющие его амплитуды, и работать именно с ними, причем в благозвучную сторону.

А не как-то там от балды, как это зачастую просиходит с Ламповыми самодельными усилителями. Когда инженер получает не управление звуком, а какой-то там интересный окрас, который обуслувлен исключительно конструкцией лампы.

А вовсе не его рукотворным управлением. В этом плане нужно отметить заслугу Джона Лоуренса Линсли-Худа. Он показал, что может контролировать весь процесс сымитировав звучание лампы на 4х транзисторах.

Он показал, что понимает и лампу, и как она работает, и транзисторы. И что может их настроить именно так как надо. Именно благозвучно, а не от балды какой-то не понятный эффект получив.

Вот такие возможности в инженерии кабельной продукции мне реально интересны. Когда инженер его контролирует по полной программе во всех аспектах.

И может настроить в нем именно звук. Т.е. демострирует понимание и железа с пластиком, и кожу молодого целофана, и саму природу звука.

И тут я вам скажу только одно. Даже кабель, что прилагался к 25 ас 109, имеет уровень благозвучия ощутимо выше, чем розеточный кабель. Тот, что для электро-проводки.

Такие вот дела. Т.е. обычная электропроводка из строительного, подкосячивает со звуком, явно в худшую сторону, нежели старый Советский Кабель.

Т.е. там, на НПО ВЕГА понимали кое-что про кабели.

Там у колонок вовсе не обычная электропроводка. Тот кабель кое-что может, в плане передачи звука.

Я уж не знаю как именно разрабатывался обычный кабель для электропроводки. С целью обеспечения максимального КПД именно на частоте 50 Гц или такой задачи не стояло. Но вот по части звука его точно никто не настраивал.

А вот кабель от колонок 25 АС 109 явно настраивали именно на передачу звука.

Хотя и не очень сильно. Но изменения в сторону благозвучия явно гласят, что данное ТЗ перед инженерами, его разработавшими, было.

Ну или в крайнем случае по звуку из десятка разных моделей отбирали. Выбрали ту, что благозвучнее оказалась.

**************************************************************************

Если честно Алгоримты Яндекса таковы, что статьи про инженерию у меня на канале мало кто читает. Этот канал явно ориентирован на магазинную технику.

Да и мне если честно ограничивать себя только звуком при разборе электроники не очень интересно. Хочется шире.

Поэтому я в ближайшее время создам другой канал. Он будет посвящен именно электронике, ее конструированию, и нюансам ее работы.

Вот там я распишу подробно про кабели. Там это будет подано сразу в нескольких аспектах. И в аспекте высокоточных научных измерений, и в аспекте медицинских измерений работы человека, и в аспекте аудио.

Адуио там будет, в некотором роде, как развлечение, для снятия стресса от более сложных научных дел.

И да простят мне такой подход к нему на этом канале.

А на сегодня пожалуй все. На днях сделаю обзор звучания разных кабелей. Проведу подборочку их звучания на мой вкус.

Он не будет однозначно объективным. Он будет отражать мои интересы.

Ну а потом, уже на новом канале про технику, будут созданы и технические условия, для проведения нужных тестов, которые идентифицируют влияние кабеля на звук. Может даже пяток новых терминов ввести придется при этом исследовании.

Напомню, что полноценность научного знания проверяется не тем, что расчет по формулам точки приземления ,при практическом запуске дает именно эту точку.

Полноценность проверяется, тем, что вы создаете нештатную хаотическую ситуацию, в виде взрыва или еще какой отклоняющей силы в процессе приземеления. А аппарат при этом приземляется в ту точку, что вы расчитали по формулам.

И я этот факт осознаю. А значит и исследование будет суровым!

Спасибо, что дочитали!

О запуске нового канала напишу дополнительно в другой статье. Следите за публикациями.

Спасибо, что дочитали!