Навигатор показывал 19 километров грунтовки. В горах добывают мергель. Впереди по дороге полдня лил дождь. Думаете, я сопоставил эти факты?
Путевые заметки с иллюстрациями и историческими справками.
День 35 был посвящён себе любимому, то есть я просто валялся на пляже пузом вверх, ещё три дня я танцевал, поэтому все прогулки по Геленджику и фотографии собрал в отчёт за день 34, пропустил цифру 35 под днёвку, и 36-м днём продолжил свой отчёт.
Как обычно, я хотел выехать как можно раньше. Ведь впереди меня ждал 85-километровый переход до Анапы через Новороссийск. И в этот раз я хотел проехать и по набережной Новороссийска, доехать до мемориала Малая Земля, хорошенько там подкрепиться и отдохнуть и штурмовать Маркотх, чтобы перевалить в Анапу. И как обычно, выехал ближе к полудню.
Первая часть дороги не вызывала ни вопросов, ни опасений. Я даже навигатор не включал. А зачем, если всего три дня назад я ехал тем же маршрутом, но на встречу? Знай себе кати по асфальту М4 никуда не сворачивая. Марьина Роща, Виноградное, Кабардинка...
В Кабардинке, кроме печальной памяти "Нахимова", есть ещё одна "корабельная" достопримечательность. Огромный сухогруз "Рио", который выбросило штормом на берег прямо в считанных сотнях метров от городского пляжа. Говорят, зрелище впечатляющее. К сожалению, из-за отсутствия времени и из-за предполагаемой трудности проезда не стал проверять.
А вот сразу за Кабардинкой, в начале новороссийского серпантина, стоит довольно впечатляющих размеров памятник. Он посвящён затопленным в Цемесской (Новороссийской) бухте кораблям. Да-да, корабли топили не только в Севастополе.
Корабли были затоплены после Первой мировой, в июне 1918 года. Только-только сформировавшееся руководство Советской республики обязано было, по условиям Брестского мира, передать Германии весь свой Черноморский флот, но капитаны кораблей на месте, несмотря на приказ контр-адмирала и начальника штаба Русской эскадры Тихменева, отказались выполнять приказ и затопили свои корабли.
Суда, предназначенные для затопления, 18 июня 1918 года моряки вывели на внешний рейд, подняли на них сигнал "Погибаю, но не сдаюсь" (также называется и скульптурная композиция), и вечером затопили. При этом два корабля, "Фидониси" и "Свободная Россия", были торпедированы "Керчью", остальные потопили открытием кингстонов, быстроходные катера топить не стали, а саму "Керчь" отогнали в Туапсе и затопили там.
Всего в Цемесской бухте, у Туапсе и у мыса Мысхако было затоплено 17 кораблей разных классов: линейные корабли, эскадренные миноносцы, танкеры и транспорты. Из всех потопленных кораблей был поднят и реально продолжил службу во флоте в качестве боевого корабля только эскадренный миноносец "Калиакрия"
"Калиакрия" тонула дважды, и оба раза топили её свои. Сначала в Цемесской бухте, чтобы не сдать Германии, а потом в Севастополе. Идя в город для помощи обороняющимся, эсминец в тумане сошёл с фарватера и подорвался на советской мине заграждения. Вторая гибель "Калиакрии" унесла жизни 268 членов экипажа и солдат на борту.
Набережная Новороссийска место для российской истории знаковое. Как и набережные многих городов Крыма: Ялты, Севастополя, Феодосии. Начну с крейсера, который пришвартован тут и сегодня является филиалом Военно-морского музея. Это "Михаил Кутузов".
На этом крейсере, который был построен в 1952 году (на флоте говорят "спущен на воду"), и базировался в Севастополе, проводились первые испытания вертолётов Ка-15 и Ми-1. В момент памятного всему Севастополю взрыва на линкоре "Новороссийск" был ближайшим к нему кораблём. Из почти 100 человек спасательной команды, отряженной с крейсера в помощь гибнущему "Новороссийску", погибло 27 человек.
"Михаил Кутузов" участвовал не только в испытаниях и спасательных операциях. Корабль в 1967 году находился в зоне боевых действий, помогая Вооружённым силам Египта, а годом позже Вооружённым силам Сирии. Если верить Владимиру Высоцкому, который провёл на крейсере почти месяц (участвовал в съёмках фильма "Увольнение на берег"), крейсер в 1961 году посетил Юрий Гагарин.
Крейсер "Михаил Кутузов" доставил в Новороссийск с Малахова кургана Севастополя вечный огонь. Огонь зажгли на площади Героев. В 1987 году корабль перевели в резерв, а в 90-е едва не потеряли, всерьёз рассматривая разрез на металл. "Кутузов" выжил, и в 2002 году, в День Военно-морского флота, на его борту был открыт музей.
Барин всея Руси тоже решил примазаться к славе этого корабля, утверждая, что служил в на крейсере "Михаил Кутузов" на Тихоокеанском флоте в Петропавловске-Камчатском, для чего крейсер якобы специально перегнали из Севастополя в Петропавловск. Никита Сергеевич врёт и не краснеет!
Тут бы и поверить! Сам "А я иду шагаю по Москве" во флоте! На Камчатке! А кто у него папа! Это же просто пальчиком пошевелить, и корабль из Севастополя в Петропавловск не то что по морю, по воздуху доставят! Но нет. Служил Михалков на берегу (свидетельств сослуживцев предостаточно), а "Михаил Кутузов" в базе Тихоокеанского флота не числился.
Чуть дальше в сторону "Малой Земли", за "Мысом любви", стоит памятник "Исход". Небольшая композиция, рассказывающая о большой трагедии в отечественной истории и в истории Новороссийска. Ещё в 1905 году тут возникла, правда всего на две недели, рабоче-крестьянская Новороссийская республика. А в феврале 1917 года, после падения монархии, власть перешла в руки Временного правительства.
В конце ноября 1917 года власть Временного правительства была ликвидирована, и Новороссийск становится центром Черноморской Советской республики в составе РСФСР, а чуть позже в составе Кубано-Черноморской Советской республики, которая, в свою очередь, тоже входила в РСФСР.
Новороссийск продолжает менять подчинённость, правда пока ещё в границах РСФСР, и в начале июля 1917 года входит в состав Северо-Кавказской Советской республики. Но 26 Августа 1917 года в город вошли части белогвардейцев, и город перестал подчиняться Совету военных и рабоче-крестьянских депутатов.
В марте 20-го года передовая линия фронта Гражданской проходила всего в 40-50 км от Новороссийска. Донская и Кубанская армии отступали, оборону от наступающей Красной армии фактически держала только Добровольческая армия. В Новороссийске скопилось огромное количество народу, у которого не было иного выхода, кроме эвакуации морем из порта Новороссийска. Или красный плен, или пароход.
А вот пароходов на всех катастрофически не хватало. В иностранных портах суда долго держали на карантине из-за страшной эпидемии тифа, они не успевали оборачиваться и сделать нужное количество рейсов. Часть пароходов не могла подойти к берегу из-за шторма, заставшего их в пути.
В марте в Новороссийск прибыли командующий английскими войсками в регионе генерал Милн и командующий Средиземноморским флотом адмирал Сеймур. Деникина поставили в известность о том, что англичане смогут вывезти в лучшем случае 6000 человек. А ситуация разворачивалась очень стремительно. В середине марта пали Южнорусское правительство и Екатеринодар.
Деникин в штабном поезде в окружении бронепоездов отступал к Новороссийску с частями Добрармии по железной дороге, остававшейся в условиях весенней распутицы единственным надёжным способом передвижения. По пятам за ним следовал Буденный, для оперативности передвижения оставивший артиллерию и почти весь транспорт.
В конце концов, наступающие части Красной армии, минуя одну станцию за другой, вышли к пригородной станции Гайдук. Белогвардейцы продолжали в дикой спешке и суматохе грузиться на пароходы, которых всё также не хватало. Вся эта история закончилась 27 марта (по новому стилю), когда части Красной Армии ворвались в Новороссийск и захватили город, а вместе с ним около 22 000 пленных.
Участь их была ужасной. Часть оставшихся военных, в основном казаки, были мобилизированы в красную армию. Большая часть белогвардейцев покончила с собой, не желая попасть в плен или на службу в части Красной армии. А многих просто казнили, без суда и следствия, оправдывая неслыханную жестокость "законом военного времени".
Малая Земля - ещё одна трагическая страница истории Новороссийска. Несмотря на общую благоприятную для советских войск обстановку (победа под Сталинградом и наступление на Ростов и Донбасс) на фронтах к моменту начала десантной операции, всё прошло не так гладко, как планировалось.
Командующий Закавказским фронтом генерал Иван Тюленев (кто бывал в Ялте, наверняка помнят теплоход его имени) получил приказ готовить и вести наступление на Краснодар. Так Ставка планировала отрезать от путей снабжения и отхода силы Вермахта, сконцентрированные на Северном Кавказе.
План Ставки состоял из двух частей: "Горы" и "Море". Первая часть предполагала наступление на Горячий Ключ, а вторая по суше и по морю на Новороссийск, с высадкой морского и воздушного десанта. Первая часть плана, утверждённого 11 января 1943 года, была реализована успешно. Настал черёд наступать на Новороссийск.
Высадиться в районе Новороссийска должны были две десантные группы. Основная и вспомогательная, которая должна была дезориентировать противника. Вот именно вспомогательная и высадилась на мысе Мысхако. Всего 275 бойцов без тяжёлой артиллерии. На голую землю, без единой высоты.
Проблемы начались почти сразу с началом операции. Из-за чудовищной организации и плохой погоды в Геленджике задержали выход кораблей на час. При этом группа кораблей огневой поддержки уже достигла точки высадки и торчала там, как бельмо на глазу, демаскируя точку высадки.
Приказ открыть во что бы то ни стало огонь с кораблей огневой поддержки пришёл на эти корабли на 45 минут позже запланированного времени, а советская авиация вообще никаких уведомлений и приказов о задержке десантирования не получила, и сбросила бомбы и десант ровно по плану.
Немцы, конечно, продолжать спать не стали. Когда к месту добрались основные корабли с морским десантом, огневая поддержка с моря подходила к концу, зато с берега заговорила немецкая артиллерия, встречая десантников плотным огнём. Высадить удалось только 1500 человек и 16 танков.
Корабли с остальными силами вынуждены были отойти под шквальным огнём, а высаженные полторы тысячи человек и техника остались без подкрепления, снабжения и подвоза боеприпасов. А вот действия вспомогательной группы прошли гораздо успешнее.
Поставив дымовую завесу, десантники оперативно высадились, закрепились на берегу и заняли несколько кварталов селения Станичка, обеспечив себе какое-никакое прикрытие. Сейчас бы передислоцировать сюда корабли с невысаженным основным десантом, но советское командование такого решения не принимает, и корабли возвращаются в Геленджик и Туапсе.
А вспомогательная десантная группа продолжает в это время упорный бой, удерживая клочок суши на мысу Мысхако. Тюленев, когда полностью осознал обстановку, лично приказал кораблям идти к месту высадки вспомогательной группы и высадить там остатки десанта, но момент был упущен.
Сказать, что вспомогательная группа вела героические бои и предпринимала титанические усилия по удержанию плацдарма - ничего не сказать. Один из командиров группы, майор Куников, погиб на третий день операции.
Капитан-лейтенант Ботылёв, взяв руководство "куниковским батальоном" на себя, высадился с ним на причалы Новороссийского порта и захватил клуб моряков, несколько раз вызывая огонь немецких береговых батарей на себя, чем буквально спас десантировавшуюся группу. За этот беспримерный подвиг Ботылёва наградили Звездой Героя
Все эти действия помогли советскому командованию всё-таки перегруппировать силы и высадить на захваченном плацдарме значительные силы, несмотря на отчаянные попытки немцев сбросить группировку в море. Наступление на Новороссийск провалилось, но Малая Земля рассматривалась как ключ к наступлению и освобождению Тамани.
Чтобы вы понимали: тут степь почти до горизонта. Все господствующие высоты вокруг были заняты немцами. Палили те без перерыва. Кроме постоянных боевых действий десантировавшиеся войска вынуждены были провести огромный объём сапёрных работ. Вся территория была изрыта траншеями, в том числе и в скальном грунте, оборудованы скрытые наблюдательные и огневые точки, а командный пункт спрятали в скале на 6-метровой глубине.
17 апреля немцы решили, что с них довольно, и подняли в воздух всю авиацию, направили на плацдарм всю артиллерию, вывели в море ударную группу, мобилизовав на эту операцию 27 000 человек. Трое суток огонь вёлся почти без перерыва, и всё равно немцам не удалось выбить советские войска. Кроме того, из резерва Ставки были выделены три авиационных корпуса, которые уничтожили два немецких аэродрома, резко снизив интенсивность вражеского огня.
Всего оборона Малой земли длилась 225 дней. В середине сентября 1943 года Новороссийск был освобождён, а плацдарм Малой Земли сыграл в этой операции важную роль: отсюда наступала одна из трёх групп войск, обеспечивающая блокирование врага в городе.
Честно говоря, зная всё это, совершенно не хотелось идти внутрь мемориала. С меня было достаточно и Мамаева Кургана с его чудовищной цифрой в миллион смертей. А уж эти совершенно дебильные лозунги "можем повторить!" тут просто кажутся верхом абсурда и абсолютной дикостью. Хоть одного такого повторителя в ту мясорубку, как бы он закукарекал?
Выезжаю из Новороссийска не то что бы в подавленном состоянии. Скорее в глубокой задумчивости. Сквозь призму поднятой в памяти информации смотрю на город, и в голове только один вопрос: ради этого мы его освобождали?
Иду в сторону Волчьих ворот. Эх, три дня назад я так весело спускался с перевала в сторону Новороссийска. Летел! Два десятка километров спуска теперь обернулись двумя десятками километров подъёма. А ещё эти какие-то очень странные мухи!
Их много. Причём не вообще и всюду, а как вот в кучу, в облако таких мелких противных мух въезжаешь, и прям хоть не дыши и вообще зашей нос, рот и глаза. Лезут, ещё и кусать умудряются. Что это? Откуда они и как называются? Есть знатоки насекомых Кавказа?
Посещение Малой Земли отняло довольно много времени и сил, а до Анапы ещё ехать и ехать. В Анапе меня ждали друзья и прекрасные условия для ночлега, но навигатор на набережной говорил, что мне ещё 40 минимум, а с учётом подъёма я туда приеду часов в семь вечера (с набережной я выехал в 15-00).
Тут до Анапы сразу три маршрута. Можно было бы проехать через Абрау Дюрсо и Утриш. Но это при наличии времени и уверенности в том, что Утриш открыт. Незадолго до этого он горел, и опасность того, что меня, потенциального "поджигателя" (а лесники именно так видят туристов) туда не пустят был очень велик.
Возвращаться потом оттуда и делать круги совсем не хотелось, учитывая рельеф и перепады высот на дороге через Утриш. Ну и времени было мало. Вот и решил я обратно ехать почти тем же путём через Волчьи ворота, потом через Убых, Раевскую, грунтами на Гай-Кодзор, Супсех и вот она, Анапа.
На подъёме меня застал дождь, который из слабого накрапывания превратился в хороший ливень. Впереди была грунтовка через горы, в которых добывают мергель. Дождь полдня "висел" как раз над Раевской, откуда начинались грунты, и добрался к вечеру до перевала. Мне бы сопоставить эти факты...
Но я смело метнулся с Волчьих ворот в Раевскую, встретив по дороге забавный знак "Осторожно, танки!". Дело в том, что тут с одной стороны дороги расположен учебный центр, а сам танкодром с другой. Вот они и шастают через дорогу туда-сюда. Ну а поскольку танк машинка маленькая и не заметная, вот водителей и предупреждают. Ну, чтоб не сбили.
И как обычно, самые настоящие приключения начинаются со слов "солнышко уже клонилось к закату". А тут оно уже и вовсе закатилось. Если в Раевскую я въехал в сумерках, то выехал уже затемно на ту самую грунтовку. Как вы думаете, смог я по ней после дождя проехать на своих асфальтовых колёсах хоть 300 метров?
А вот и не угадали - смог! Пока намертво не забил все щели этой чёртовой глиной, на которой невозможно было стоять хоть при малейшем уклоне. Сойти с дороги в траву нереально - на дороге глина хоть немного утоптана, а за её пределами вязнешь сразу по щиколотку.
Итак, я в глиняном плену. В поле. За 300 метров от гравийной дорожки. Ночью. Велосипед не едет, а я не иду. Примерно полчаса я потратил на выход из плена и очистку колёс. И вспомнил, что в городе Сочи, впрочем, как и везде по Кавказу, очень тёмные ночи.
А мне ведь нужно доехать до Анапы. А до неё по грунтам ну вот же, до дороги всего 10 и по дороге ещё 9! Но проехать их ни сегодня, ни, скорее всего, завтра, будет невозможно. Выезжаю на асфальт и беру курс на Натухаевскую.
Дорога огонь! Темень, спуск, разметки нет, зато низколетящих самолётов пруд пруди. И каждый считает своим долгом при обгоне посигналить. Объясните, господа корытоводы, зачем вы это делаете? Я еду с габаритом и отражайками, дорога свободная, меня видно. Зачем при таких условиях обгоняя меня ночью сигналить?
Выехав к Натухаевской, можно немного вздохнуть - появилась нормальная широкая обочина, а ближе к Анапе - освещение! Тут снова вхожу в режим биоробота и просто давлю на педали и еду. Всё равно не видно ни пейзажей, ни неба. Видно только метров 150-200 дороги (при свете фонарей подальше) и расстояние на одометре.
Выезжая из Геленджика я сказал другу, что буду самое позднее в 22-00, потому что хочу посмотреть Новороссийск, погулять там, и ехать не торопясь. Это я ещё рассчитывал выехать в 9-00. А теперь внимание, вопрос, во-сколько я постучался в двери друга? Точно! В 22-00!
Несмотря на общую усталость и ограниченную видимость, последний участок от Натухаевской до Анапы был очень ходовым, я спереди даже на третью звезду переключился, что со мной бывает редко. И втопил. Жаль, страву не писал. Итог: вместо 85 - 110 на одометре и целый день катаний по горам.
Большинство фотографий сделано на зеркальную камеру Canon EOS 6D Mark II, в довесок к китовому объективу был докуплен светосильный объектив Tamron 2.8 70-200, и вся эта машинерия ехала у меня в рюкзаке за спиной. Четыре килограмма живого веса, но фоточками я доволен. Рекомендую этот комплект (Кэнон + Тамрон)
Участок: Геленджик - Анапа
Расстояние за день: 110
Расстояние итого: 2741
Из них:
на велосипеде: 1866
на кораблях: 2
на своих двоих: 54
на трамвае: 34
на поездах: 906
Реки: Яшамба, Цемес, Маскага, Анапка.
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб
Из Казани в Крым на велосипеде: День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар Ульяновска | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском | День 12: Как я поверил в людей | День 13: Трасса, дождь и электричка | День 14: Влюбиться в Саратов | День 15: Саратов - лучший город Земли | День 16: Укатали Сивку саратовские горки | День 17: Дорожная депрессия | День 18: Как же так? | День 19: Петравал | День 20: Добро пожаловать в Волгоград | День 21. Часть 1. Надолговон | День 21. Часть 2. Старая Сарепта | День 21. Часть 3. Волгоградский метротрам | День 22. Часть 4. Спрятавшиеся улицы Царицына | День 22. Часть 5. Хочу чтобы не было войны | День 23. Степь | День 24: Ростов-папа | День 25: Навигатор не подвёл! | День 26: Пора на урок | День 27: И снова галочка "грунтовые дороги" | День 28: Шакалы, вилы и борщик с пампушками | День 29: Непредвиденный Краснодар | День 30: Краснодар город контрастов | День 32: Старыми добрыми тропами | День 33: Селям Алейкум, Къара Дениз | День 34: Город белой невесты