В начале 1930-х большие взрослые советские дяденьки-коммунисты придумали подросткам новое занятие. Они уже не водили пионеров и студентов громить церкви: теперь их надо было приучить читать разрешённые книги, особенно книги про героев-коммунистов и про партийные съезды.
Да и для взрослых граждан пропаганду никто не отменял.
Под соусом подготовки к первому Всесоюзному библиотечному съезду, запланированному на январь 1931 года, большевики придумали библиотечный поход и библиотечную эстафету: продвигать чтение книг по решениям XVI съезда ВКП (б), про промфинплан, про трудовые подвиги и всякую другую пургу.
В "пятидневной газете" студентов и сотрудников Ленинградского Электро-Механического института (ЛЭМИ) от 28 декабря 1930 года (№16 (159)) есть заметка "В ряды участников бибэстафеты". Там такие перлы:
Всех студентов и служащих вовлечь в проработку решений XVI съезда партии. Выделить определённое количество культармейцев-студентов для работы по продвижению книги о XVI партсъезде ... (ну и так далее).
Константин Высоковский написал целое стихотворение про эту бибэстафету, про роль пионеров. Сначала его опубликовал журнал Ёж (№№ 15 и 16, 1931), затем отдельной книжкой – ОГИЗ (Бибэстафета. М, ОГИЗ, 1931).
Там такие мощные метафоры
Какие книги предлагали читать и распространять пионерам?
Всякую хрень читать предлагали. Видимо, и про решения партсъезда тоже.
Но что-то пошло не так, и первый Всесоюзный библиотечный съезд так и не состоялся. Обвинения библиотекарей в левом и правом уклонах, саботаж на местах, чиста Наркопросса... Конкретные причины рассматриваются в этой статье.
В общем, бибэстафета мирно канула в небытие, и радостные пионеры так и не отправились в библиотечные походы. Уверен, некоторых организаторов бибэстафеты благополучно репрессировали во время Большого террора.
Кстати, А.В. Разумовский, бывший чинарь и обэриут, в 1932 выпустил книжку Бибармейцы: [Посвящается застрельщикам бибэстафеты – пионерам Ленинграда]. Эту книгу крайне трудно найти!