Недавно Всемирным курултаем башкир была принята Стратегия развития башкирского народа в разработке которой активное участие принимали башкирские историки. Рассмотрим подробнее текст данного документа и попробуем разобраться что к чему. Данная стратегия определяется как комплекс целей, мер, задач и т.д., направленных на обеспечение развития башкирского этноса. Среди ключевых задач выделяются такие как:
1. Консолидация башкирского народа;
2. Устойчивое и гармоничное развитие башкирского народа;
3. Создание оптимальных условий для удовлетворения этнокультурных потребностей башкирского народа и всех народов, проживающих в Республике Башкортостан;
4. Обеспечение на этой основе общественной стабильности и межнационального мира;
Казалось бы задачи стоят вполне себе нормальные, но при детальном рассмотрении того каким образом предлагается достигать поставленных целей возникает масса вопросов.
Зайдем издалека и сперва рассмотрим историко-теоретическую часть стратегии в которой городище Уфа-II объявляется центром исторического Башкортостана, а поволжский тюрки назван старобашкирским языком в то время как науке он больше известен как старотатарский язык, но об этом в тексте стратегии не упоминается зато говорится о северо-западном диалекте башкирского языка, существование которого по сей день вызывает большие споры.
Одним из основных принципов данной стратегии является: "обеспечение гарантий прав башкир, включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среди обитания и традиционного образа жизни". Упор на сохранении традиционного образа жизни прослеживается на протяжении всего текста стратегии так например в частности подчеркивается важность сохранения села как социально-экономического явления, источника этнической идентичности и с учетом того, что в большинстве развитых стран доля сельского населения не превышает 10% все это попахивает уклоном в архаику. Но это впрочем возможно излишние придирки если бы ни одно но, а именно посмотрев план реализации данной стратегии вырисовывается следующая картина.
В плане существуют такие направления как:
Поддержка демографического воспроизводства башкир в рамках которого ставятся задачи:
- Поддержка традиционных семейных ценностей, культа башкирской семьи;
- Поддержка брачно-родственных отношений;
При этом в качестве одного из механизмов выполнения задачи поддержки брачно-родственных отношений подразумевается создание общенациональной системы "Яусы" направленной на то, чтобы башкиры знакомились между собой и вступали в брак при этом в качестве исполнителей помимо общественных организаций фигурирует и ДУМ РБ. В целом в данной инициативе нет ничего плохого, но здесь явно читается подтекст о том, что башкирам желательно создавать семьи преимущественно с башкирами, что так же может свидетельствовать о том, что документ несет в себе черты архаических представлений его авторов о желательности "чистоты этноса". Впрочем это лишь предположение автора статьи, а не утверждение.
Другое направление это создание башкирской культурной и эстетической среды для детей.
Цель: Формирование оптимальной башкироязычной культурной среды для детей дошкольного возраста.
Любопытной является одна из задач данного направления, а именно подготовка и обучение родителей к формированию башкироязычной культурной среды в семье. Дело в том, что если родители ребенка не знают башкирского языка и в целом не являются носителями этнической культуры, то искусственным путем такую среду создать невозможно. Даже если родители выучат язык и приобщатся к культуре это не сделает их носителями языка и культуры так как все это закладывается в детстве.
Так же предлагается развитие проекта башкирских родов в частности проведение съездов и парадов башкирских родов, проведение шежере байрамов. Отдельным пунктом стоит так же развитие религиозного образования. Во всем этом можно проследить архаичные элементы конструкции стратегии.
Особенно интересным и неоднозначным выглядит следующая задача стратегии, а именно реализация башкирского языка как государственного и самое главное предлагаемые механизмы ее реализации:
1. Определение минимальных требований к уровню владения башкирским языком государственными и муниципальными служащими, сотрудниками организаций, предоставляющих государственные услуги, а также услуги в сфере обслуживания населения (деловой минимум башкирского языка).
2. Проведение оценки владения государственными языками государственных и муниципальных служащих, сотрудников организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.
3. Развитие инфраструктуры обучения государственным языкам РБ государственным и муниципальным служащим, стимулирование процесса обучения, повышение престижа употребления, повышение востребованности государственных языков РБ.
Анализируя эти 3 пункта прослеживается, как предполагает автор, стремление навязать башкирский язык тем кто не является его носителем в том числе и русскоязычным башкирам. Дело в том, что русский язык является общим языком для всех народов России и давно уже не носит этнического окраса, а автор статьи придерживается мнения о том, что необходимости, чтобы все госслужащие Башкирии владели башкирским языком нет так как русский язык знает как минимум 99% населения республики.
Исходя из всего вышеизложенного следует предположить ничего не утверждая наверняка, что авторы данной стратегии изложили некоторые свои националистические фантазии, которые не имеют общего с реальностью по той простой причине, что навязыванием чего-либо результата добиться невозможно. Но при этом изложенные меры могут быть эффективными только в случае если люди сами будут в них заинтересованы.