Найти тему
ВСЯКО РАЗНО

Пассажир в электричке не подчинился контролёрше и оказался прав

Это произошло вчера, 23 февраля, в День защитника Отечества.

Как обычно, ранним утром я ехал электричкой на работу в соседний город (работаю по сменам). Как правило, сажусь во второй вагон и всех контролёров знаю в лицо. Среди них есть вежливые, а есть - не очень. Некоторые говорят "доброе утро", а некоторые - нет. Иные из них ходят с таким видом, как будто не контролёры они вовсе, а надзиратели .

Вот и вчера в вагон вошла не самая приветливая контролёрша, а вместе с нею охранник и другой контролёр. В это раннее время пассажиров в вагоне всегда мало, всего несколько человек. Через три ряда сидений от меня сидел молодой мужчина. Они подошли к нему.

Ещё при входе в вагон, мельком взглянув на этого мужчину, я отметил его благообразный вид - хорошая одежда, чисто выбритое лицо. Рядом большая сумка. Раньше я его не видел. Возможно, он был не из наших краёв, и сейчас добирался до пункта назначения. Не знаю. Но интеллигентность я в нём почувствовал.

И вот они подошли к нему проверить билет. Поскольку это обычная процедура, то поначалу я и не прислушивался. Но через некоторое время обратил внимание, что они втроём обступили его. В ответ на какие-то их слова он отрицательно качал головой, не соглашаясь. Я услышал, как контролёрша стала громко и возмущённо требовать его паспорт. Ей стал вторить другой контролёр. Я удивился - разве у контролёров есть такое право требовать паспорт? Мужчина отрицательно качал головой и что-то негромко и спокойно ей объяснял. Тогда она потребовала, чтобы он покинул электричку на ближайшем полустанке. Он не согласился. Она пригрозила вызвать полицию.

Они прошли дальше проверять билеты, а на обратном пути она снова сказала ему, что если он не покинет электричку, она сейчас вызовет полицию. Он отрицательно покачал головой. Тогда по её указанию охранник и в самом деле по мобильнику стал вызывать полицию.

Ещё не зная сути конфликта, я внутренне уже стал на сторону этого мужчины. Ну надо же, полицию! Да ещё в День защитника Отечества! Скорее всего, подумал я, мужчина оказался в ситуации, когда у него просто нет денег на билет, а добираться надо. Бывает. Но надо же оставаться людьми.

Я внутренне так возмутился потому, что за несколько лет поездок на электричке много раз убеждался, какие эти контролёры "законники", когда дело касается их шкурных интересов. Это нынче их поприжали - повесили каждому на грудь видеокамеры, когда каждое их действие записывается на видео. А в совсем недавнем прошлом большинство из них (за редким исключением) беззастенчиво брали деньги с пассажиров, но не обилечивали их. Внаглую. Возможно, потом делились с вышестоящим бригадиром.

Зато когда в очередной раз повышалась стоимость проезда, железнодорожное начальство в интервью по ТВ жаловалось, что пригородные электропоезда убыточны.

Я решил, что этому мужчине надо помочь с деньгами - ста рублей на проезд до города ему хватит. Я достал из кармана сторублёвку и за несколько минут до выхода поднялся, подошёл к нему и предложил деньги.

Но он спокойно ответил, что у него есть проездной билет. Удивлённый, я поинтересовался, почему же тогда контролёрша требовала, чтобы он покинул электричку, требовала его паспорт да ещё и полицию вызвала.

Мужчина спокойно рассказал, что когда она подошла и недовольным тоном потребовала предъявить билет, он попросил её всё-таки быть повежливее и для начала хотя бы сказать "доброе утро". Она не удостоила это замечание своим вниманием. Услышав в ответ очередное требование билета в том же тоне, он попросил её предъявить служебное удостоверение. Она ответила, что не обязана его показывать каждому пассажиру. Разве он, мол, сам не понимает, кто перед ним. Тогда он ответил ей, что не будет предъявлять ей свой проездной билет.

Ну а дальше вы уже всё знаете. Ещё раз отмечу спокойную манеру разговора этого пассажира. И я понял, что этот человек хотел в общем-то совсем малого - уважительного отношения к себе как к пассажиру и как к личности. Только и всего.

Только и всего. Но и как много. Ведь все мы в большинстве своём привыкли, что с нами можно поступать, как с быдлом. Привыкли чувствовать себя бесправными. Привыкли не связываться. Поэтому вот такие контролёрши быстро превращаются в надзирателей.

Я, законопослушный пассажир с билетом в кармане, всегда чувствую себя неловко, когда ко мне походит контролёр, не один, а в сопровождении охранника (а часто и ещё одного контролёра). Эта троица стоит рядом и осматривает меня взглядами. Иногда я думаю, что только овчарки на поводке не хватает для полноты картины.

Для чего всё это? Для чего по пятам за контролёром туда-сюда по электричке всё время плетётся охранник? Кого он охраняет? Нас?

Да нет, он охраняет контролёров. От кого, от нас , пассажиров? Здорово! Даже если предположить, что иногда в электричке может появиться хулиганствующий элемент, это не значит , что хулигана надо подозревать в каждом пассажире поголовно. Это превращает пассажиров в поднадзорных. Но мы уже привыкли к этому.

На остановке в городе у входа в вагон уже поджидали двое полицейских. Этот пассажир спокойно им объяснил ситуацию и показал свой билет. Вопрос с ним был ясен.

Полицейские, не скрывая раздражения, напомнили контролёрше об обязанности показывать служебное удостоверение, если пассажир того требует. Это его право. И не надо ей было вызывать полицию по данному поводу.

Контролёрша обиделась - ведь она "выполняла свои обязанности".

И ещё полицейские попросили контролёршу вообще не вызывать полицию по поводу безбилетников. Ведь в вагонах дежурят охранники.

Тут стал возмущаться охранник. Он заявил, что у него нет прав применять к безбилетнику меры, предусматривающие физический контакт.

Вы что-нибудь понимаете? Для чего же тогда охранники? Выходит только для того, чтобы по указке контролёра послушно вызывать полицию.

Не слишком ли накладно?

А что касается этой контролёрши, то лично я такую бы уволил.

Можно по-разному относиться и к позиции этого молодого мужчины-пассажира. Дескать, кого он из себя изображал? Ну, показал бы билет, и всё.

Но лично я почувствовал к нему уважение. Хотя ни разу его до того не видел и уже, скорее всего, никогда не увижу.