В 1968 году, в Нью-Йорке в возрасте 83-х лет умер Александр Николаевич Пуговочников – неоднозначная фигура в истории русской кавалерии. Скончался он не пенсионером: даже в таком преклонном возрасте Пуговочников до последнего времени продолжал преподавать верховую езду в конном клубе нью-йоркского Центрального парка. Потому что без лошадей он своей жизни не представлял. А как этот кавалерист попал на службу к немцам, я и расскажу в этой статье.
Спас знамя своего полка в Гражданскую войну
Родился в 1885 году и был отнюдь не казаком, как это можно подумать, а русским, из Воронежской губернии. В 1905-м с отличием окончил Николаевское кавалерийское училище, поступил на службу в лейб-гвардии Уланский полк. В 1912-м окончил офицерскую кавалерийскую школу в Санкт-Петербурге, причём за исключительные успехи его имя было выбито на мраморной доске.
Пуговочников прославился искусством управления лошадью, которое он довёл до совершенства, став виртуозным наездником. В годы Первой мировой войны командовал 6-м эскадроном уланского полка, дослужившись до звания полковника. В революционном хаосе, который разразился после Октября 1917-го, Пуговочников на себе вывез знамя полка и передал его формирующейся Добровольческой армии.
Всю гражданскую войну он был заведующим хозяйственной частью Гвардейского кавалерийского полка, прошёл с ним весь его путь вплоть до эвакуации из Крыма. После войны поселился в Югославии, где продолжил заниматься любимым делом: участвовал в скачках как жокей, зарабатывал уроками верховой езды.
Незаурядный специалист в своей сфере, он в 1925 году был приглашён в югославскую королевскую армию – работать инструктором югославских офицеров в кавалерийской школе. Поступил на службу. Звание полковника ему не подтвердили, но к 1929 году Пуговочников уже дослужился до майора югославской армии, и даже стал личным инструктором верховой езды малолетнего наследника престола – Петра.
Но «особы, приближённой к королевскому двору» из него не вышло: из-за постоянных придирок управляющего двором, Пуговочников бросил это дело и снова стал преподавать в офицерской кавалерийской школе. Тренировал югославскую команду по конному спорту, которая должна была выступить на Олимпиаде-1940.
Как царский улан попал в вермахт?
В апреле 1941 года немцы, в союзе с венграми и итальянцами, за две недели разгромили югославскую армию и оккупировали Югославию. Майор Пуговочников попал в плен и, вместе с 6000 других югославов, содержался в концлагере Офлаг VI–C в городе Оснабрюке, Нижняя Саксония. Далеко не все его узники были офицерами: там были профессора университетов, бывшие министры и парламентарии, судьи, чиновники.
Многие из них так и прожили в этом лагере до 1945 года: условия содержания там были достойными, в отличии от лагерей для советских граждан. Заключённых нормально кормили и одевали, не эксплуатировали на тяжёлых работах. Они организовали различные научные и профессиональные общества, 5 футбольных команд.
Но Пуговочников без лошадей маялся в этом заточении, и в этот момент он и "свернул не туда". Когда узнал о том, что немцы формируют казачьи кавалерийские части, сразу же написал соответствующий рапорт. Сложно представить, как старый улан согласился одеть германскую форму, учитывая то, что он сражался с немцами в Первую Мировую Войну, но факт остается фактом.
В феврале 1942-го его освободили и предоставили в распоряжение подполковника вермахта Ивана Кононова. Тот ходатайствовал о присвоении Пуговочникову звания майора, и с той поры старый кавалерист безотлучно служил в этом казачьем батальоне в составе 88-й дивизии вермахта. Позже батальон стал 5-м Донским казачьим полком 2-й бригады 1-й казачьей кавалерийской дивизии под командованием полковника фон Паннвица. Казаков использовали для борьбы против партизан, десантников, окружённых красноармейских частей.
Нужно сказать, что пройдя с казаками всю войну, Пуговочников, по-видимому, в боях участия не принимал, будучи заместителем Кононова по хозяйственной (т.е. своей «лошадиной») части. После войны царский кавалерист долгое время провёл в лагерях для перемещённых лиц в американской зоне оккупации. Но Советскому Союзу его не выдали.
В 1949 году Пуговочников вместе со своей семьёй уехал в Нью-Йорк и устроился преподавателем верховой езды в конном клубе при Центральном парке. Там он трудился на официальной основе до 1961 года, пока его не уволили ввиду «неприлично преклонного» для такой работы возраста. Но он продолжил работать там как амбассадор – частный тренер, вплоть до своей смерти в 1968 году.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал в Дзен и Телеграм пишите, что думаете - это мне очень поможет!
Если Вы заметили ошибки, напишите мне в личные сообщения!
Вопрос к читателям: