Найти тему

Чем отличаются барокко и рококо друг от друга

Самый простой способ отличить барокко от рококо - посмотреть на то, в каком веке создано произведение. Если XVII век - то это точно не рококо. Оно возникло позже. Однако не факт, что произведение будет относиться именно к барокко, ибо в XVII веке это направление в искусстве было не единственным. Но шанс попасть в точку есть.

Но если оставить шутки, то надо сказать, что барокко - это стиль, который стал эпохой в культуре. А рококо - эпизодом.

Барокко. Мурильо. «Непорочное зачатие (Мадонна Уолпола)»
Барокко. Мурильо. «Непорочное зачатие (Мадонна Уолпола)»

Сам термин "барокко" появился уже на излете этой эпохи, во второй половине XVIII века, и имел оттенок насмешки. Этим словом обозначали что-то слишком вычурное, избыточное, завитушечное. Ведь в эстетике к тому времени появился новый взгляд на прекрасное - как на ясное, простое, рациональное. Набирал силу классицизм. А в барокко ни ясности, ни простоты, ни рациональности нет. Этот стиль характеризуется вычурностью, пышностью, в нем есть игра - формами, смыслами. Это искусство намека, загадки.

Барокко. Рубенс. «Святой Георгий и дракон»
Барокко. Рубенс. «Святой Георгий и дракон»

Появление такого стиля было обусловлено изменениями в мировоззрении европейцев. Мир предстал как сложный и непонятный, полный тайн. Простых ответов уже не было.

Если в Эпоху Возрождения человек видел себя центром Вселенной, то в Новое время пришла эпоха сомнений. Это был как раз тот период, когда наука начала выходить на первый план, потеснив религию в вопросах устройства мира. Искусство Ренессанса искало гармонии, а в эпоху барокко - бури и натиска, действия, движения, отхода от гармонии.

Барокко. Андреа дель Поццо. «Плафон Сант-Иньяцио»
Барокко. Андреа дель Поццо. «Плафон Сант-Иньяцио»

Посмотрите на произведения барокко - в них всегда присутствует динамика, порой неистовая. Отсюда и аффектация, и пафос, и драматизм. Отсюда же и вычурность, аллегоричность, внимание к символическому выражению мысли.

Барокко показывает устремленность, куда бы она ни была направлена. В картинах - нагромождение персонажей, они находятся буквально друг у друга на головах. При этом в искусстве барокко все очень красочно, много изгибов, декоративности, плоти, всех этих развевающихся одежд. Темы самые разные - тут и мифологические сюжеты, и исторические, и изображения современников.

Рококо. Франсуа Буше. «Пастораль»
Рококо. Франсуа Буше. «Пастораль»

В XVIII зародилось рококо - стиль, вышедший из барокко, но отличный от него. Свой пик он пережил в период власти Людовике XV и его фаворитки мадам Помпадур. В первую очередь рококо развивалось во Франции, в то время как барокко - в основном в Испании, Фландрии, Италии...

В отличие от грандиозных событий, к изображению которых тяготел барокко, рококо - салонное искусство, тихое, камерное, показывающее галантных дам и кавалеров и не менее галантных пастушек с пастухами. В барокко есть страсть и даже неистовость, в рококо - милое кокетство, лукавство. Однако путаницу вносит то, что чисто внешне рококо перенял приемы барокко: эротичность (но придав ему больше пикантности), затейливость, декоративность, пышность.

Рококо. Морис Кантен де Латур. «Портрет маркизы де Помпадур»
Рококо. Морис Кантен де Латур. «Портрет маркизы де Помпадур»

Но там, где в рококо присутствует фривольность, в барокко была страстность. У рококо характер камерный, у барокко - монументальный. Рококо показывает изящную галантность, барокко - сильные переживания, в том числе негативные, что невозможно в несколько сентиментальном, чувственном рококо. Тут нет и аффектации, столь характерной для барокко. Искусство рококо гедонистично, оно показывает радости жизни и полностью игнорирует то, что может принести боль, страдание.

Рококо. Жан-Оноре Фрагонар. «Качели»
Рококо. Жан-Оноре Фрагонар. «Качели»

Это полный уход от реальности и ее проблем в мир, где самой большой бедой становится слетевшая с ног туфелька, да и то для того, кто ее поймает, она оборачивается удачей - ведь открывается море возможностей для кокетства, флирта и волнующих слов и прикосновений.

Читайте еще на моем канале:

Футурология дает научные прогнозы или фантазирует о будущем?

Роль жертвоприношения в культуре: точка зрения Рене Жирара

Из блога мужа:

Мост, по которому ходили короли, и обязательно пройдетесь вы, будучи в Париже: Пон-Нёф