Для художников, которые работают маслом, основа под масляную живопись одна из самых дорогих и важных позиций. Конечно, большие холсты на выставку или картины под заказ необходимо писать только на холсте хорошего качества, натянутые на правильно сделанные подрамники.
Есть несколько вариантов добиться необходимого качества.
1.Купить готовый грунтованный холст на подрамнике подходящего размера. Проклеить его перед работой желатином, желтком или ПВА, и холст готов.
2. Купить рулонный грунтованный холст и натянуть на подрамник. Подрамник может быть покупной или сделанный у столяра. Холст перед натяжкой необходимо намочить с обратной стороны мокрой тряпкой, подождать 5 минут, чтобы ткань впитала влагу. Потом натянуть, просушить и тоже проклеить.
3. Купить лен или хлопковую ткань, типа бортовки в магазине Ткани. Натянуть на подрамник, проклеить и загрунтовать. Грунт может быть готовый, купленный в салоне или сделанный самостоятельно.
Это самый недорогой вариант из трех. Дома проклеиваю 3 раза желатином, который готовлю по рецепту на упаковке. Грунтую акриловой фасадной краской 2-3 раза в зависимости от ее кроющихся способностей. После грунтовки еще раз проклеиваю. Можно писать.
Главное условие качественной основы под живопись это правильно сделанный подрамник, особенно если у вас картина большого формата.
Если подрамник сильно тонкий, или у него слабо зафиксированные углы, которые невозможно подтянуть, то при натяжке ткани, грунтовке, при работе масляными красками его может повести пропеллером.
К сожалению, я один раз так обожглась. Купила целую партию подрамников, которые были неплохо сделанные на вид, но в процессе работы их все вывернуло из плоскости. Теперь работы надо полностью перетягивать на новые подрамники, что приводит к новым затратам и повреждению масляного слоя.
При натяжке холста необходимо учитывать, что влажный, он становиться больше, а при высыхании уменьшается. Нужно чувствовать степень натяжки холста, он не должен быть перетянутым или провисать.
Одно время, я совсем отказалась от подрамников. Стала писать на холстах, натянутых на оргалит (ДВП) или даже просто на оргалите. Удобно и самое главное гораздо дешевле. Этюды, небольшие работы, интерьерная живопись прекрасно пишется на этой основе.
Оргалит ( ДВП) бывает двух видов и разной толщины. Для живописи лучше всего подходит влагостойкий и двухсторонний оргалит толщиной 4 – 6 мл. У него не мнутся уголки, и получается идеальный срез. Листы оргалита (ДВП) продают в любом строительном магазине. Из него можно напилить любые нужные форматы. Если размер работ небольшой, то нужно брать тонкий оргалит 4 мл толщиной, а если размер планируется больше, то лучше 6 мл.
Я его нарезаю обыкновенной ножовкой или электрической пилой, чуть отшкуриваю края и грунтую так же как и холст. 3 слоя проклейки желатином, 2-3 слоя акриловой фасадной краской и последний слой еще одна проклейка желатином.
Некоторые заказчики даже просят, чтобы работы писались на оргалите. Они не выпирают с плоскости стены, не требуют рамы, хорошо вписываются в ниши и мебель. Для того, чтобы работы на оргалите смотрелись аккуратно, я грунтую и торцы. Когда пишу работу, торцы тоже закрашиваю в тон.
Оргалит, конечно, получается гораздо дешевле холста на подрамнике. Он хорошо храниться, практически не трескается и не продавливается. Занимает меньше места и удобен на пленере.
Для небольших этюдов хорошо подойдет грунтованный картон. Главное купить достаточно плотный, но не сильно толстый картон. Его так же грунтуешь. Можно экспериментировать на нем с цветными грунтами. То есть грунтовать колерованным акрилом.
Дочка пишет на картоне, просто хорошо проклеенном. Мне же нравиться грунтованный картон. Так или иначе, это самый недорогой вид основы под масляную живопись.
Если работа на картоне получилась удачная, ее всегда можно оформить в раму, наклев предварительно на оргалит.
Надеюсь, моя статья будет вам полезной. Если возникли вопросы, с удовольствием на них отвечу.