Обсуждали тут на днях с мужем современное образование, школу, школьников, саму систему. Несколько дней вынашивали и формулировали свои мысли по поводу всего этого - и вот, вылилось это в написание эссе с каждой стороны.
Сегодня - моя очередь поделиться мыслями на ту же тему. Взгляд с моей стороны:
Я к школе никакого отношения не имею уже лет 7, как ее закончила. То есть, я могла бы описать все на основе только собственного опыта, но мне довелось и достаточно общаться с младшим поколением, чтобы кое-какие выводы сделать-таки.
Школа, действительно, абсолютно оторвана от реальности, в этом я согласна с мужем, он наконец сформулировал то, что я давно уже обдумывала, но не могла подобрать подходящих слов. Школа не готовит детей к жизни, не готовит их к будущему.
К чему тогда готовит школа сегодня?
И тут я вспоминаю статью известного детского психолога Людмилы Петрановской "Мы готовим детей к позавчерашнему миру...":
- "Уже сегодня 95% того, что учат дети в школе, на что там тратятся их время и силы, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее." (с) Л.В. Петрановская
- "Объем информации такой, что накопить его невозможно, при этом доступность этой информации такова, что помнить ее нет никакого смысла. Абсолютно нерелевантно. Школа полностью сидит на этом — накопить знания. Широкая образованность, эрудиция 50 лет назад давали конкурентное преимущество, а сейчас единственное, где вы можете это применить — пойти играть в игру в телевизоре.
На самом деле в современном мире — все об этом говорят — гораздо эффективней ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь различать достоверную информацию и фейк. Где этому учат? Человек сам научится в интернете. Не в школе, не у родителей. Кто-то научится, а кто-то нет."(с) Л.В. Петрановская - "В результате, как только ребенок обнаруживает для себя — а это обычно происходит в подростковом возрасте — что он может просто сказать «нет» и ему ничего не сделают, он ровно это и делает."(с) Л.В. Петрановская
Ссылку на саму статью оставлю в конце.
Что наблюдаю я?
Дети делятся, по сути, на две категории: "ботаники" (отличники/хорошисты, те, кому на самом деле интересно бы учиться, интересна наука, кому хочется разбираться и понимать, к таковым относилась и я в свое время) и "пофигисты" (они уже вполне осознанно понимают, что школа им нафиг не сдалась, но вроде как аттестат получить надо). Лично меня школьная система образования искалечила. Мне понадобилось 4 года и 2 раза бросить университет, чтобы разобраться, почему же я не могу больше учиться в принципе и почему у меня возникает дикая паника каждый раз, когда нужно проявить учебные навыки, которых, ВНЕЗАПНО! у меня не оказалось.
Что у меня было? Способность быстро читать и любовь к чтению, хорошая память (по крайней мере до одного из сотрясений мозга), лет до 12 - желание познавать мир всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Оказалось, чтобы быть отличником, достаточно первых двух способностей. В школе от нас не требовалось понимать - требовалось знать формулу и алгоритм ее применения. Возможно, мне не повезло с учителями. Но общаясь с другими людьми, я склоняюсь к мнению, что дело не в учителях, все-таки, а в самой системе, в которой учитель уже не может действительно учить детей, даже если хочет.
Я ненавижу необходимость формулировать собственные мысли словами, все время кажется, что не то, меня не так поймут, у меня не получится донести именно то, что я хочу донести. Вот было бы здорово, если б можно было просто передать в другой мозг весь этот запутанный комок ощущений, эмоций, воспоминаний и знаний.
И это тоже последствия школьных лет.
Но я не об этом.
Дети, что бы мы, взрослые, о них ни думали, обладают одной непосредственной и весьма ценной особенностью: они очень остро ощущают, где искренность и правда, а где ложь. Дальше вмешиваемся мы и запутываем их, ломаем их, учим лгать, встраиваем в их незрелое мировоззрение свое мнение как истину в последней инстанции, и так делает каждый взрослый в их жизни. Представляете, что получается, если мнения значимых для ребенка взрослых прямо противоположны друг другу?
Я опять отклонилась от темы. Возвращаюсь. Так вот.
Дети очень рано видят несоответствие школьной программы реальному миру. Кто-то протестует. Кто-то молча страдает. В итоге все они понимают, что школа им не нужна, не пригодится, ничему не может их научить действительно нужному и полезному. И тогда они принимают правила игры. Они ходят, иногда что-то учат, кто-то учит всерьез, но все равно ломается, потому что невозможно остаться психически нормальным человеком, когда пытаешься усвоить противоречивую концепцию. Но нет у них истинного интереса к учебе. Нет мотивации. Нет умений справляться самостоятельно. Нет умения мыслить - оно будет мешать системе в таком виде.
Мы получаем поколение детей, которые не в состоянии в 9 классе решить 5 - х = 3. Мы получаем поколение, которое на ОГЭ по математике умудряется не набрать минимальное количество баллов, (а там же, чтоб не набрать, нужно точно знать правильный ответ, чтоб его не отметить случайно! Я серьезно!)
Можно ли что-то с этим сделать? Я не знаю. Думаю, нет. Только сломать систему вообще, до основания, и построить заново. Но кто знает, что построят вот эти самые выросшие дети, которые сами не умеют даже ломать, не то что строить...?
Обещанная ссылка:
Людмила Петрановская: Мы готовим детей к позавчерашнему миру