Найти тему

Современное образование & реальность: несовместимы

Обсуждали тут на днях с мужем современное образование, школу, школьников, саму систему. Несколько дней вынашивали и формулировали свои мысли по поводу всего этого - и вот, вылилось это в написание эссе с каждой стороны. 

Сегодня - моя очередь поделиться мыслями на ту же тему. Взгляд с моей стороны:

Я к школе никакого отношения не имею уже лет 7, как ее закончила. То есть, я могла бы описать все на основе только собственного опыта, но мне довелось и достаточно общаться с младшим поколением, чтобы кое-какие выводы сделать-таки.

Школа, действительно, абсолютно оторвана от реальности, в этом я согласна с мужем, он наконец сформулировал то, что я давно уже обдумывала, но не могла подобрать подходящих слов. Школа не готовит детей к жизни, не готовит их к будущему.

К чему тогда готовит школа сегодня?

И тут я вспоминаю статью известного детского психолога Людмилы Петрановской "Мы готовим детей к позавчерашнему миру...":

  • "Уже сегодня 95% того, что учат дети в школе, на что там тратятся их время и силы, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее." (с) Л.В. Петрановская
  • "Объем информации такой, что накопить его невозможно, при этом доступность этой информации такова, что помнить ее нет никакого смысла. Абсолютно нерелевантно. Школа полностью сидит на этом — накопить знания. Широкая образованность, эрудиция 50 лет назад давали конкурентное преимущество, а сейчас единственное, где вы можете это применить — пойти играть в игру в телевизоре.
    На самом деле в современном мире — все об этом говорят — гораздо эффективней ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь различать достоверную информацию и фейк. Где этому учат? Человек сам научится в интернете. Не в школе, не у родителей. Кто-то научится, а кто-то нет."(с) Л.В. Петрановская
  • "В результате, как только ребенок обнаруживает для себя — а это обычно происходит в подростковом возрасте — что он может просто сказать «нет» и ему ничего не сделают, он ровно это и делает."(с) Л.В. Петрановская
Ссылку на саму статью оставлю в конце.

Что наблюдаю я?

Дети делятся, по сути, на две категории: "ботаники" (отличники/хорошисты, те, кому на самом деле интересно бы учиться, интересна наука, кому хочется разбираться и понимать, к таковым относилась и я в свое время) и "пофигисты" (они уже вполне осознанно понимают, что школа им нафиг не сдалась, но вроде как аттестат получить надо). Лично меня школьная система образования искалечила. Мне понадобилось 4 года и 2 раза бросить университет, чтобы разобраться, почему же я не могу больше учиться в принципе и почему у меня возникает дикая паника каждый раз, когда нужно проявить учебные навыки, которых, ВНЕЗАПНО! у меня не оказалось.

Что у меня было? Способность быстро читать и любовь к чтению, хорошая память (по крайней мере до одного из сотрясений мозга), лет до 12 - желание познавать мир всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Оказалось, чтобы быть отличником, достаточно первых двух способностей. В школе от нас не требовалось понимать - требовалось знать формулу и алгоритм ее применения. Возможно, мне не повезло с учителями. Но общаясь с другими людьми, я склоняюсь к мнению, что дело не в учителях, все-таки, а в самой системе, в которой учитель уже не может действительно учить детей, даже если хочет.

Я ненавижу необходимость формулировать собственные мысли словами, все время кажется, что не то, меня не так поймут, у меня не получится донести именно то, что я хочу донести. Вот было бы здорово, если б можно было просто передать в другой мозг весь этот запутанный комок ощущений, эмоций, воспоминаний и знаний.

И это тоже последствия школьных лет.

Но я не об этом.

Дети, что бы мы, взрослые, о них ни думали, обладают одной непосредственной и весьма ценной особенностью: они очень остро ощущают, где искренность и правда, а где ложь. Дальше вмешиваемся мы и запутываем их, ломаем их, учим лгать, встраиваем в их незрелое мировоззрение свое мнение как истину в последней инстанции, и так делает каждый взрослый в их жизни. Представляете, что получается, если мнения значимых для ребенка взрослых прямо противоположны друг другу?

Я опять отклонилась от темы. Возвращаюсь. Так вот.

Дети очень рано видят несоответствие школьной программы реальному миру. Кто-то протестует. Кто-то молча страдает. В итоге все они понимают, что школа им не нужна, не пригодится, ничему не может их научить действительно нужному и полезному. И тогда они принимают правила игры. Они ходят, иногда что-то учат, кто-то учит всерьез, но все равно ломается, потому что невозможно остаться психически нормальным человеком, когда пытаешься усвоить противоречивую концепцию. Но нет у них истинного интереса к учебе. Нет мотивации. Нет умений справляться самостоятельно. Нет умения мыслить - оно будет мешать системе в таком виде.

Мы получаем поколение детей, которые не в состоянии в 9 классе решить 5 - х = 3. Мы получаем поколение, которое на ОГЭ по математике умудряется не набрать минимальное количество баллов, (а там же, чтоб не набрать, нужно точно знать правильный ответ, чтоб его не отметить случайно! Я серьезно!)

Можно ли что-то с этим сделать? Я не знаю. Думаю, нет. Только сломать систему вообще, до основания, и построить заново. Но кто знает, что построят вот эти самые выросшие дети, которые сами не умеют даже ломать, не то что строить...?

Куда приведет нас путь современного образования?
Куда приведет нас путь современного образования?

Обещанная ссылка:

Людмила Петрановская: Мы готовим детей к позавчерашнему миру