Найти в Дзене
Загадочный Север

"Северное казачье войско"

История казачества многообразная и вызывает у историков много споров. Исследователи придерживаются разных позиций. Некоторые принимают точку зрения, что классическим казачеством надо признавать только сложившиеся этно-социальные общности, которые государство признало как «казачье войско». Другие же рассматривают историю казачества в любом её проявлении. Для истории Севера выбор подхода в вопросе присутствия казаков на северных территориях имеет большое значение. Если исходить из первой позиции, то казачьих поселений в Поморье не существовало и казаки появились здесь только в годы репрессий 20 века. Любое упоминание о северных казаках многими историками воспринимается в значении наемных работников из числа вольных людей. Возможно, доля правды в этом есть. Но документы 16-17 веков, которые дошли до нас, говорят о милитаристском характере этих наемных людей. С этой точки зрения выходит, что на Русском Севере существовали казачьи формирования, и они были не однородны в своей массе.

Смотр служилых людей. Картина С. В. Иванова, 1907
Смотр служилых людей. Картина С. В. Иванова, 1907

Казаки встречаются в грамоте 1545 года, где говорится, что каргопольцы и жители Каргопольского уезда (турчасовцы, мехренжане, усть-мошане и порожане) ездили к Белому морю и покупали там соль. Эту соль по реке Онеге, летом на ладьях, а зимой на санях, доставляли в Каргополь, который являлся соляным складом и рынком сбыта. Там соль покупали вологжане и белозерцы и везли её в другие регионы страны. По пути в Каргополь соляные караваны останавливались в Турчасовском стане у порогов, где «ту соль бьют у них в рогожи казаки ». Кто именно такие казаки и зачем они «бьют соль» рассказывает Каргопольская и Турчасовская таможенная грамота 1554/1555 года. В таможенной грамоте четко сказано, что в Турчасове «на Онеге у Петра святого порог» и «на Белозерском уезде на реке на Свиде у Николы Святого порог, да в Каргополе ж перевоз соляной», где расположены таможенные посты по сбору пошлины. Таможни обслуживаются таможенником и 60 казаками (при необходимости могло быть и больше ). Казаки взвешивают «бьют» соль, а таможенник взимает пошлину. За работу казаков бралась отдельная казачья пошлина, часть которой шла в казну, а другая - на содержание самих казаков. Казаков на таможню утверждал каргопольский наместник и только по рекомендации и поручительству. Другим лицам запрещалось работать на соляной таможне Каргопольского и Белозерского уездов. Таким образом, таможенные казаки Турчасова, Каргополя и Белозерского уезда являлись не простыми наемными работниками, а служилыми людьми. Вероятно, они были из разряда городовых казаков XVI -XVII веков.

Откупная Каргопольская и Турчасовская таможенная грамота 1554/1555 г.  -  Зимин А.А. К изучению таможенной реформы середины XVI в. // Исторический архив, № 6. 1961
Откупная Каргопольская и Турчасовская таможенная грамота 1554/1555 г. - Зимин А.А. К изучению таможенной реформы середины XVI в. // Исторический архив, № 6. 1961

Городовые казаки были служилыми людьми, призванные на государственную службу по прибору (по выборы/отбору). Они несли гарнизонную, пограничную и сторожевую службу. Набирались из добровольцев (вольных охочих людей, не состоявших в тягле) и за службу получали хлебное и денежное содержание, а также землю. Казаки, которые несли гарнизонную службу в острогах, имели свои дворы на посадах. Так в сотной на г. Каргополь 1561-1564 гг. указан двор казака на улице «ко всполью по Каменке по правой стороне». В сотной говорится, что из 36 дворов на этой улице 1 двор был льготный. Вполне вероятно, что это именно казачий двор. Остальные жители - простые горожане: мыльник, свечник, хлебник, швец, рыболов и т.д. Каргопольские казаки упоминаются и в 17 веке при обороне Каргопольской крепости от польско-литовских интервентов в 1612 году. Там они совместно с боярскими детьми, дворянами, стрельцами и городским ополчением делали вылазки и наносили удары неприятелю.

Ещё одна грамота XVI века говорит о «ратных казаках» Каргопольского уезда. В платёжной грамоте на содержание ратных людей от 19 июля (ст. ст.) 1590 года сообщается, что староста Окологородного стана Каргопольского уезда Назим Окулов взял с монастырских деревень Строкинской пустыни Спаского каргопольского монастыря ратных казаков для похода на Каинских немцев (финны). А всего с Каргопольского уезда было собрано 400 ратных казаков, которые отправились воевать под предводительством пана Севастиана Кобельского. Речь идет о боевых действиях Русско-шведской войны 1590—1595 годов. В 1590 году шведы напали на вотчины Соловецкого монастыря. Разорили Кольскую и Кемскую волости. Разграбили и сожгли Печенгский монастырь, Ковду, Умбу, Кереть и другие поморские деревни. Для защиты Западного Поморья из Москвы был прислан пан Севастиан Кобельский с воеводами и стрельцами. Из северных волостей была собрана рать в 1150 человек в Шуе Корельской. Этот отряд напал на шведские земли по рекам Овлуе и Сиговке, а также на Островскую и Колокольную волости. Кроме этого был взят приступом Леменгинский острог. После чего отряд вернулся и был размещен на постой по острогам Соловецкого монастыря. Так как войско не было распущено, то волостное правление и монастыри были обязаны выделять средства на содержание своих ратников. Платежная грамота Окологородного стана как раз и является распиской в получении этих средств. Об этих событиях сообщает и Соловецкий летописец. Он добавляет, что в августе 1590 года в Каргопольском уезде было собрано Иваном Михайловичем Яхонтовым ещё 500 ратных людей для гарнизонной службы в Соловецкой крепости. Отряд до Покрова (14 октября н.ст.) пребывал в монастыре, а после ратники стояли зиму в Шуе Корельской.

Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства//Издательство: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии. -СПб., 1838, с 228
Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства//Издательство: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии. -СПб., 1838, с 228

Кроме городовых и ратных казаков Каргопольского уезда, в архивных документах сохранились упоминания о «плавных казаках» Вычегодской земли. В одном из документов 1582 года (копия XVII века: 1582 г. апреля 6 — Грамота царя Ивана I V в Еренсквй городок, Вымь, Сусолу и Удору о порядке платежа ямских денег ) говорся о повинности Еренского городка (с. Яренск) и Соли Вычегодской (г. Сольвычегодск) о распределении содержания плавных казаков. Копия документа (а вслед за ней и некоторые историки) относит этих казаков к ямщикам. Но со всего Вычегодского уезда выходило до 300 человек. Это слишком много для местной ямщицкой службы. Кроме этого в документе вспоминаются события: «как де Бархат Кокорев приезжал к Вычегодцкой к Соли казаков брать, как наш поход в немцы был». Это точно говорит о том, что плавные казаки с Вычегды нужны были для ведения военных действий в ходе Ливонский войны. Возможно, это связанно с событиями осады Полоцка в 1579 году. Вычегжане обязаны были собирать необходимую плавную рать для военных походов, или выделять установленное содержание на неё в мирное время. О плавных казаках упоминает еще грамота подмосковного Николо -Угрешского монастыря (имел вотчины в Тотемском уезде), который тоже был обязан поставлять плавных казаков. Значения слов «плавный казак» пока остается неизвестным, но это, скорее всего, были ратные люди судовой рати, которая часто вспоминается в документах Московского царства. Они несли службу на военных судах и использовались в боевых действиях летнего периода. Отряд Ермака тоже являлся судовой ратью состоящей из казаков.

Зимин А. А., Копанев А. И. Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XVI в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографичес­ кий сборник. Вып. 1. Вологда, 1970,  с 439
Зимин А. А., Копанев А. И. Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XVI в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографичес­ кий сборник. Вып. 1. Вологда, 1970, с 439

Интересные исторические сведения о казаках на Севере сообщает Соловецкий летописец XVI века. Прежде всего, он рассказывает о казаках, которые принимали участие в обороне соловецких острогов и в Каинских походах. Для обороны Соловков и Западного Поморья из Москвы присылались воеводы, которые набирали из крестьян северных земель и монастырских вотчин войско. Кроме местных ратных людей в войске присутствовали московские стрельцы и южные казаки. Так, например, для Каинского похода 1592 года было собрано войско из 2290 человек. Среди них были казаки: «да голова казачей от Колмогорского города Богдана Матов, да пять атаманов казачьих Вольских и даньских и терских, а силы государевы было с ними, панов и сербян и черкасов 90 человек, донских и Вольских и терских казаков 90 человек». «Вольские», «даньские» и терские – это русское казачество: волжские, донские и терские казаки. «Паны», «сербяны» и «черкасы» это поляки, сербы и запорожские казаки, которые были на службе у московского царя. В летописи за 1590 год указаны каневские черкасы, т.е. запорожцы с города Канев (Черкасская область Украины). Таким образом, в 16 веке на Севере (в Карелии и на Северной Двине), присутствовали наемные казачьи отряды с южных земель, которые способствовали обороне Поморья от шведов и финнов.

Список второй половины 1790-х годов
Список второй половины 1790-х годов

Еще одним формированием, которое упоминается в Соловецком летописце, были охочие казаки. Так в войске Соловецкого монастыря (1590 г.) находилось 50 охочих казаков. Эти вольные казаки имели своих атаманов и представляли собой организованный вооруженный отряд. В октябре 1592 года 102 вольных казаков, под командованием атамана Максима Рячина, напали на шведскую заставу «на Вире, под Шавонским городком». На заставе было два «воеводки», 400 солдат и 8 пушек. Казаки разбили наголову шведский гарнизон и захватили заставу. Один воевода (Индрик Ирик) погиб, а второго воеводу Индрика Бискупова и пятидесятника Лашея с набатчиком Лашеем, взяли в плен. Забрав артиллерийские орудия и пленных, казаки сожгли укрепление и вернулись в Сумской острог. Пушки передали в Соловецкую крепость, а языков отправили в Москву. Из повествований летописца видно, что в 16 веке на Севере существовали вольные казаки. Вероятно, они самостоятельно занимались своим содержанием и оснащением, но входили в состав соловецкой рати. Из кого состояли эти охочие казаки не вполне ясно. Возможно, это были местные жители, а может и пришлые наемные отряды.

 Малоизвестные летописные памятники  // Исторический архив, Том VII. М-Л. 1951
Малоизвестные летописные памятники // Исторический архив, Том VII. М-Л. 1951

Север XVI – XVII веков имеет богатую историю применения казачьих формирований, как для мирного времени, так и для военных действий. Дальнейшее развитие казачества в северных регионах не получило. Северяне активно участвовали в освоении Сибири и Дальнего Востока. Вливались в ряды Сибирского казачьего войска и становились атаманами. Но на самом Русском Севере условий для развития казачества в 18 веке уже не было. В восемнадцатом столетии угроза от скандинавских стран исчезла, и Поморье перестало быть пограничной территорией. Скудная почва не способствовала появлению казачьих станиц. После военной реформы Петра Первого стрельцы и городовые казаки были заменены на гарнизонные войска нового «иноземного» типа. С этого момента о казаках на Севере забыли, а их роль в истории Русского Севера ставится под сомнение.

Источники:

Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства//Издательство: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии. -СПб., 1838

Комаров О . В . Ратные люди Поморских городов вт . пол . XVI — нач . XVII вв . [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2014

Молочников А . М . Даточные люди черносошных земель в войске Ивана Грозного : лыжная и судовая рать [Электронный ресурс] //История военного дела: исследования и источники. 2013

Зимин А. А., Копанев А. И. Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XVI в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографичес­ кий сборник. Вып. 1. Вологда, 1970

Статьи по теме:

Север в Смутное время

Оборона Каргопольской крепости в 1612 году

Пушки Соловецкой обители

Землепроходцы Сибири с Русского Севера

Северная родина Ермака

Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации