Найти тему
Паруса курить

Яхтинг в Сибири

Снег выпадает уже в середине октября, а тает в конце апреля. Берега покрыты сосновыми лесами. А “Море” - с пресной водой.

Обское море

Яхтинг в Сибири существует. В третьем по численности населения городе России - Новосибирске - существует несколько яхт-клубов и детских парусных секций.

Яхтклуб "Аквалэнд" - самый большой в городе Новосибирск
Яхтклуб "Аквалэнд" - самый большой в городе Новосибирск

Яхт-клубы стоят на Берегу Обского водохранилища (как здесь говорят - “Обского моря”). Протяженность моря 100 км: море узкое (ширина до 20 км), мелкое (до 15 м), с песчаным дном. Из-за мелкого дна в небольшой ветер в 9-10 м/с уже нагоняет волну 0,5-0,6 метров, более сильный ветер 11-12 м/с может нагнать метровую волну, 13-15 м/с - 1,5-2 метра. Много мелей, затопленных бетонных блоков.

Попасть в мир яхтинга

Я прожил в Новосибирске 30 лет и я занимаюсь яхтингом последние семь лет. До этого не знал о парусах и море ничего. В один из Новосибирских яхт-клубов меня как-то занесло. Вписался я в экипаж, которые чинили старенькую яхту, чтобы участвовать на ней в местных парусных гонках. Отходил я матросом два года, потом выучился на права, съездил на практику на Средиземное море, купил маленькую парусную яхту: стал тренироваться самостоятельно и подтягивать в парусное дело знакомых.

Награждение по итогам парусного сезона в яхт-клубе "Аквалэнд", Новосибирск
Награждение по итогам парусного сезона в яхт-клубе "Аквалэнд", Новосибирск

Проблемы яхтинга в Сибири

Найти яхту

Если вы захотели заниматься парусами в Сибири, то у вас два варианта - искать экипаж, которым нужен матрос для участия в гонках, либо покупать собственную яхту.

Найти экипаж - не так просто. В Новосибирске существует только два яхт-клуба, где стоят яхты, участвующие в гонках: примерно 6 яхт класса “Нева” (экипаж до 3-5 человек), 10 яхт класса “Четвертьтонник” (экипаж 4-6 человек). Матросов ищут, но на правах “На скамейке запасных”. Быть матросом на чужой яхте - хороший вариант, если вы совершенно новичок: вы посмотрите, как всё устроено на яхте, освоите матросскую работу. Но скорее всего от вас попросят участвовать в ремонте яхты. А парусная яхта ремонтируется 70 % времени парусного сезона - в основном красится и шлифуется днище до зеркального блеска (как говорят - “до состояния яйца”). Так что потренироваться в спокойной обстановке (а не в гоночном аврале) у вас будет получаться не часто. В гонках вам точно не доверят место рулевого. На тренировках - как договоритесь.

Найти собственную лодку за приемлемые деньги также затруднительно. Яхта, которая стоит 100 тысяч рублей в Санкт-Петербурге, будет стоить в два раза дороже в Новосибирске. Играет роль цена доставки (для яхты придется нанять целый грузовик, или железнодорожный вагон).

По настоящему хорошие б/у яхты продаются в Японии и Швеции (подробнее - в статье ). Но если яхта стоит 100 тысяч рублей в Швеции, то она будет стоить от 300 тысяч рублей в Новосибирске: накладывается цена за растаможку (может доходить до 100 % от стоимости яхты из-за того, что Российские таможенники оценивают стоимость на свое, только им ведомое, усмотрение) и доставку.

Приемлемый вариант - искать продажу яхт, которые уже находятся в Сибири. Предложений мало и, как правило, продаются яхты Советской постройки (“Ассоли”, “Невы”). Эти лодки требуют дополнительных вложений по капитальному ремонту (советские лодки строились довольно плохого качества и из полиэфирной смолы, которая имеет свойство разрушаться в воде).

В 2016 году я купил б/у яхту в Омске - крейсерскую яхту класса Рикошет Микро:

Яхта класса "Рикошет Микро". Куплена в Омске (уже имела судовой билет с именем "Liberta") и привезена в Новосибирск в 2017 года. Крейсерская яхта длиной 5,5 м и шириной 2,45 м. В каюте могут разместиться на ночлег 4 человека. Площадь парусности 18,5 кв. м.
Яхта класса "Рикошет Микро". Куплена в Омске (уже имела судовой билет с именем "Liberta") и привезена в Новосибирск в 2017 года. Крейсерская яхта длиной 5,5 м и шириной 2,45 м. В каюте могут разместиться на ночлег 4 человека. Площадь парусности 18,5 кв. м.
Работа экипажа перед выходом в море. Яхта "Liberta"
Работа экипажа перед выходом в море. Яхта "Liberta"

Найти единомышленников

Легко ли найти людей, которым интересно путешествовать под парусом? В качестве пассажиров - легко. Иногда просят “подержать руль”. Но энтузиастов - которые помогут с сезонным ремонтом, спуском на воду, которым можно доверить вахту во время перехода - найти сложно.

Для меня было новостью, что парусные путешествия не так интересны подавляющему большинству моих знакомых, чтобы участвовать в них на постоянной основе. Средний возраст членов яхт-клуба - около 50 лет! Конечно, не считая детскую секцию со средним возрастом 10 лет. Мой возраст - 30 лет - в клубе представлен только мной и ещё одним парнем-владельцем яхты.

В общем, в клубе нет атмосферы и единства, как, скажем, есть у сёрферов.

Гонки

Лично я не люблю спорт. Я не люблю суматоху на борту, не люблю спешить. Я - турист в яхтинге. Для меня является проблемой, что вся парусная жизнь в Сибири крутится вокруг парусных гонок.

Для меня парусные гонки были отличной возможностью обучаться на первом этапе. Но обучение это весьма ограничено - матрос научается делать быстро и хорошо свою узкую роль. Дальнейшее обучение требует не гоночных выходов в море, а такие выходы гонщики не очень любят - как правило, яхта сушится на берегу, ремонтируется в перерывах между днями гонок.

Надувные парусные катамараны

Ситуация немного отличается в среде “Надувастов” - любителей надувных парусных катамаранов. В Сибири катамаринистов значительно больше, среди них есть немало молодых людей. Но сообщество катамаринистов совершенно отделено от сообщества яхтсменов. Катамаринисты ходят по другим маршрутам (это связано с тем, что для катамарана совершенно не важны мели, осадка у них минимальна, им не нужны оборудованные пристани), организуют другие мероприятия (у них своя спортивная организация).

Катамараны - другой мир. И приходится выбирать - либо заниматься яхтами, либо катамаранами. Я выбрал яхты, руководствуясь тем, что путешествовать хочу в том числе по морям и океанам, с комфортом, семьей. Катамаран практически не подходит для не экстремальных морских путешествий - есть опасность переворота, вместо каюты - маленькая палатка. Причем, стоимость катамаранов не уступает стоимости яхт - катамаран длиной 4 метра обойдется в 250 тысяч рублей, 8 метров - в 700 тысяч.

Найти место в клубе для стоянки

В советское время в Новосибирске было 6 яхт-клубов. Фактически осталось только два. Яхту поставить не проблема - за 9 тысяч в месяц. Это дорого. Яхтсмены не стоят за такие суммы. В клубах принято устанавливать цену около 1,5 тысяч в месяц для владельцев парусных яхт. Отчасти, это дань советскому прошлому, когда занятие парусным спортом было делом доступным. Но договориться о привозе своей яхты в клуб - это проблема.

Когда я попросил разрешения поставить яхту - мне сказали, что мест нет. Мне действительно пришлось быть очень настойчивым, и даже поработать волонтером на стройке в клубе, чтобы мне разрешили привести яхту с оговоркой “личного места на воде не дадим - вставай на свободные, если хозяева не спускают свою лодку”.

Заключительное о яхтинге в Сибири

Нельзя сказать, что яхтинг в Сибири развит. Для нового дыхания нужны две вещи - доступные лодки и доступные места в клубе.

Но коли я живу в Сибири и люблю море, то проявив настойчивость, обзавелся и яхтой и местом в клубе.

Очень интересным является практика путешествия по озерным акваториям - Байкал, Алтайские горы ( статья про моё путешествие по Телецкому озеру на парусной яхте - в разработке ).

Для этого пригоден парусный катамаран, или трейлерная яхта, как у меня.

В 2019 году на яхте "Liberta" было пройдено горное озеро Телецкое на Алтае. На фото - транспортировка яхты до места спуска на воду
В 2019 году на яхте "Liberta" было пройдено горное озеро Телецкое на Алтае. На фото - транспортировка яхты до места спуска на воду