Найти тему
Репетитор M

Пробный урок. Какие вопросы задаю и почему?

Перед тем, как начать заниматься с учеником на постоянной основе, всегда провожу пробное занятие. Урок-знакомство проходит в присутствии одного из родителей. Думаю, что никого не удивлю тем, что чаще всего с ребёнком приходит мама. Можно задаться вопросом: зачем ей присутствовать на уроке, ведь можно протестировать ученика без взрослого. Но, на мой взгляд, присутствие родителя помогает лучше понять причины неуспехов ребёнка и спрогнозировать, будут ли улучшения в обучении после занятий с репетитором.

И вот на уроке состоялось очное знакомство со мной. Ученик приступает к выполнению тестового задания. В это время я задаю вопросы маме и внимательно наблюдаю за ней и за ребёнком. Ответы на вопросы помогают понять, на сколько родитель вовлечен в школьную жизнь, на сколько близко общается со своим чадом и слышит ли его, является ли авторитетом в глазах ребёнка, контролирует или позволяет принимать решения самостоятельно, добровольно ли ребёнок пришёл к репетитору или это только пожелание родителя. В некоторых ответах участвует и ребёнок.

Ниже привожу перечень стандартных вопросов и объяснение, почему я их задаю.

1. Имя ученика . Думаю, что это первый вопрос для любого репетитора. Если у ребёнка необычное и незнакомое мне имя, то всегда спрашиваю в полной оно форме или краткое. Также уточняю, как мне обращаться к ребёнку.

2. В какой школе и каком классе учится? Класс меня интересует в качестве обозначения года обучения (пятый, шестой, восьмой), без буквенного уточнения. Номер школы помогает понять, на каком уровне преподают математику. Так как ко мне обращаются за помощью ученики из одного района города, то все школы известны, и уровень преподавания в них также.

3. По какой программе занимается? Этот вопрос вводит большинство в ступор. Поэтому обычно перефразирую на: «По каким учебникам занимаетесь, кто автор?». Если не могут назвать авторов, то вспоминаем цвет обложки и рисунки на ней.

4. Сколько человек в классе, и какая атмосфера царит? Это важный вопрос с точки зрения понимания, организована ли благоприятная среда для обучения, или в классе ребёнку просто не комфортно.

5. Где сидит на математике? Как показывает практика, чем дальше сидит ученик, тем ниже у него оценки. На задние парты чаще всего отсаживают ребят с плохим поведением, низким уровнем подготовки и, с точки зрения учителя, особо надежд по предмету не подающих.

6. Любит ли отвечать на уроках, выходить к доске? Этими вопросами проверяю уровень уверенности в себе и стрессоустойчивости. Для многих учеников смешки за спиной в классе или грозный взгляд учителя заставляют забыть всё. Такой ребёнок не может показать, что он знает и умеет. И этот вопрос также потребует проработки на занятиях.

7. С какими трудностями столкнулся и когда? Данный вопрос помогает посмотреть на проблему со стороны родителя и ребёнка. Так как я работаю с учениками 2-9 классов, то среди них чаще всего трудности возникают в 5 классе и 7 классе. А далее всё зависит от родителей: кто-то сразу же видит проблему и обращается к репетитору, а кто-то тянет год-два.

8. Какое отношение к математике было с первого класса? У многих ребят в начальной школе математика была любимым или одним из любимых предметов. И это огромное подспорье, так как вернуть любовь к предмету легче, чем заставить полюбить то, что не нравится.

9. Как относится к учителю математики? Задавая этот вопрос, могу получить очень интересные ответы. Самый благоприятный на мой взгляд тот, в котором и родитель и ученик обоюдно выражают уважение к педагогу, а также к его уровню преподавания. Если у ребёнка не сложились отношения с учителем в школе, то это может быть одной из причин нежелания изучать предмет.

10. Есть ли какие-то общие нарушения по здоровью, которые, по мнению родителя, влияют на учёбу? Для меня такая информация важна, так как, например, некоторые дети-аллергики весной в период цветения начинают хуже учиться из-за плохого самочувствия. А ребёнок с дефицитом внимания требует совершенно другого подхода, чем ребёнок, не имеющий подобной особенности.

11. Какая успеваемость по другим предметам? Составляю общую картину заинтересованности в учёбе, а также склонностей к определённым предметам. В дальнейшем может пригодиться для построения межпредметных связей.

12. Как быстро запоминает стихи? Данный факт позволяет понять на сколько развиты механизмы запоминания информации. Хорошая память – один из залогов успеха.

13. На сколько загружен в течение недели (кружки, секции, увлечения)? Если у ребёнка вся неделя расписана поминутно, то выделить время для выполнения домашнего задания репетитора ему будет сложно. А у меня существует правило: если ученик не выполняет домашнее задания два урока подряд без уважительной причины, то с таким учеником прощаюсь, так как прогресса от занятий не будет.

14. Какие пожелания/ ожидания от занятий? Слушаю, что родитель и ученик хотели бы получить после занятий со мной: знания, улучшения успеваемости, способность самостоятельно выполнять задания, умение решать задачи, не бояться отвечать у доски и т.д.

15. В какие дни могли бы заниматься, в какое время, и какую длительность занятий выбирают? Организационные вопросы, позволяющие подобрать оптимальный график и форму проведения будущих уроков.

Вот такие вопросы использую для знакомства с новым учеником. Во время беседы в зависимости от ситуации перечень или формулировка могут меняться. Мне такой опрос помогает разработать индивидуальную программу занятий.

Если среди моих читателей есть репетиторы, то прошу поделиться своим опытом в этом вопросе.