Из Фолиньо мы домчали до Перуджи…
Фонтана Маджоре в Перудже
Впрочем, об этом я уже писал. Всё, мы выходим на перроне и одной-единственной, видимой глазу дорогой, которая никак не напоминала ни центральную, ни «столбовую» идём вглубь Перуджи. Туда, где непременно должен быть старый город и все чудеса, которые обычно такие старые города хранят для нас!
Видимо это была виа Букаччо, такая себе «нить» но не Ариадны, ведущая к старому городу. Вот находясь на ней, мы видимо и «вильнули» налево, и… Тоже не факт! Есть там такая улица, сразу с площади … Эхххх… Короче, на месте я бы вспомнил, как, и по какой улице, мы «допилили» до Санта Сусанны.
Мы, зашли (как я потом понял, смотря на карту), в какой-то «неправильный» поворот, ведущий наоборот от центра города, и оказались в районе уж совсем далёком от любых центров, какие бы они в Перудже не были, хоть старых, хоть новых!. Унесло нас далеко на запад Перуджи так, что мы наконец твёрдо стали понимать: гребём не туда! )))
Серёга по пути ободрал все подходящие для этого яблони (то есть те, до плодов которых можно было дотянуться) и усиленно хрустел умбрийскими яблоками (один я попробовал – яблоки вкусные!) а к старому городу мы вышли от западных ворот Перуджи - Порта Санта Сусанна.
Ворота смотрятся на все три «С»: симпатично, «средневеково» и старинно ))) всё как положено со шпилями, башнями.
Итак, яблоки, задворки Перуджи и хождения под рельсами её забавного «метрополитена»))) (да, в Перудже есть очень своеобразный «метрополитен» - гордость местных жителей) закончились и мы вышли к воротам старого города.
И даже сейчас, смотря на карту Перуджи до конца так и не понимаю, каким образом исхитрились мы тогда, дать такого «косяка»? В итоге это даже любопытно, что мы побродили вполне экзотическим образом, почему бы и нет?
Во всём есть плюсы и минусы! - забредши на западную окраину города, мы не только увидели такие симпатичные ворота как Санта Сусанна, но и посетили Ораторио ди Сан Бернардино и кьезу ди Сан Франческо, увидели изящные порта Тразимена, которые (не только их, но все вышеназванные объекты) вряд ли увидели бы при других раскладах! Вот так!
Прерываю рассказ о нашем походе с юго-запада на север Перуджи, с поворотом на запад и возвращением в центр, чтобы рассказать немного о самом городе. Он, как я уже говорил, несомненно, стоит того! Поехали!
Это может показаться странным, но суровую, часто воевавшую в Средние века, Перуджу, называют «городом поцелуев». Ничего романтичного в этом нет. Хотя, как и другие старинные, исторические города Италии, такие как Пиза, Урбино, Бергамо, Перуджа тоже город студентов, но не в их, студенческом романтизме и любвеобильности дело, причина более прозаична: в Перудже производят знаменитую марку конфет и шоколадных изделий «Бачи», а на итальянском, «бачи» - «поцелуи»*.
* Есть у итальянцев такая присказка: «Бачи э аббраччи» (буквально: «поцелуи и объятия», что-то типа нашего «целую, обнимаю»).
И совсем нескромно, (вспомним, как это происходит в Фолиньо - см. первую часть очерка) жители Перуджи называют свой город «городом-солнце». Они считают, что остальные города Италии как бы вращаются вокруг Перуджи.
Немного истории города не помешает. Уж я точно этим не злоупотребляю, однако всегда, какую-то «базовую» часть, стараюсь давать. Итак:
Город был основан умбрами. Первые письменные свидетельства датируется периодом Этрурии. Перуджа была в союзе 12 этрусских городов-государств городом далеко не последним! А может и первым, наряду с Ареццо (см. у меня здесь очерк, посвященный этому интересному городу в Тоскане)
В 310 году до нашей эры Рим одержал победу в давнем, военном споре и Перуджа стала римской колонией. Более того, в 1 веке до нашей эры Перуджа была предана огню в ходе войны Октавиана с Марком Антонием.
В VI веке, Римская империя пала, а Перуджа становится столицей лангобардского княжества.
В средневековой Перудже долгое время, за власть боролись представители знатных фамилий Одди и Бальони.
В знаменитой и долгой распре между гвельфами и гибеллинами Перуджа выступала на стороне гвельфов. Именно Перуджа спасала за своими крепкими стенами римских пап, когда им становилось неуютно на Папском престоле в Риме.
Возрождение в Перудже отметилось появлением самобытной умбрийской школы живописи, самыми яркими именами которой справедливо считают Перуджино - учителя Рафаэля и Пинтуриккио. Иногда отмечают и причастность Рафаэля к умбрийской школе живописи, но, думается, что Рафаэль выше всяких школ и вне их.
Несмотря на расцвет наук и культуры, в Перудже не прекращаются распри, междоусобные войны, знатных родов, борющихся за влияние и власть в городе: семьи Бальони, Микелотти, Пиччинино, Фортебраччо оспаривают власть и влияние в городе.
В этой, долгой распре победили Бальони, власть которых окрепла и длилась до 1531 года. Поскольку возвышение Бальони означало отступление Перуджи от коалиции с Папским престолом, папы начинают войну за влияние в Перудже.
В 1540 году семья Бальони теряет власть в Перудже, проигрывает не только в войнах, но и разного рода интригах и Перуджа входит в состав Папской области.
4 февраля, 1798 года, в период наполеоновских войн в Перудже возникает Тиберинская республика, инициированная французами (даже её флагом являлся флаг Франции) но уже 7 марта того же года, эта «краткосрочная» республика входит в состав республики Римской.
Надо сказать, что помимо политической «тряски» Перуджу, на протяжении всего уже 19 века постоянно трясло и сейсмически. Перуджа – город горный и землетрясения – вечная беда таких городов.
И как у всех итальянских городов, заканчиваем историю Перуджи, датой: 14 сентября 1860 года, когда Перуджа, а с ней и вся Умбрия входит в состав Итальянского королевства.
***
Теперь, о том, что вы увидите, гуляя по городу:
В Перудже, чётко выделяется центр, старинный, средневековый, местами, даже античный, с двумя периметрами стен. Хорошо сохранились большие участки средневековых укреплений, много прекрасно сохранившихся ворот города. Это – внешняя стена. Внутренняя стена полностью идёт по периметру древнего этрусского, античного города. Но от них, остались только фрагменты этрусских и римских укреплений.
Пьяцца Кватро Новембре
Пьяцца Кватро Новембре (4 Ноября) - центральная площадь города была центральной с античных времён, когда здесь располагался римский форум таковой она остаётся и в наше время.
Каттедрале ди Сан Лоренцо
Кафедральный собор Перуджи, полное название: Каттедрале метрополитана ди Сан Лоренцо (Сан Лоренцо – святой покровитель города).
Возведение собора началось в 1345 году и было не окончено в 1490. Да, вот именно так! – не окончено. Собор строить прекратили, но, и боковая часть, и главный фасад так и не были завершены.
Собор готический как снаружи, так и интерьеры: готические хоры, кафедра XIV века, мощные колонны, фрески XVI века работы ди Пезаро.
Лоджия Браччио да Монтоне в Сан Лоренцо единственный оригинальный фрагмент, оставшийся от сожженной в 1524 году резиденции подеста Перуджи. А под ней - остатки древней крепостной стены с так называемым «камнем справедливости» (Пьетра дела Джустициа) 1264 года. В тексте, выбитом на камне, говорится об отсутствии долгов горожан - перед правительством.
Рядом с Собором находится статуя папы Юлия III вернувшего городу самоуправление.
Палаццо деи Приори
Дворец Приоров - прекрасный образец итальянской готики конца XIII-начала XIV веков. Мы погуляли внутри, посмотрели на статуи грифона – символа города, бронзового льва 14-го века (они есть и снаружи и внутри) - они, эти лютые звери, знаменуют победу Перуджи над Сиеной.
На третьем этаже палаццо - национальная галерея Умбрии с работами великолепных мастеров Умбрийской школы - Перуджино, Пинтуриккьо, ди Дуччо, Бенедетто Бонфигли, скульптурами ди Камбио.
Ораторио ди Сан Бернардино
Ораторио, я вас просвещать сейчас буду, – это молельня.
Ораторио Сан Бернардино, это молельня, посвященная святому Бернардино из Сиены, который проповедовал в Перудже, и был канонизирован в 1450 году.
Ораторио славится великолепным фасадом из цветного мрамора, известняка и глазурованной керамики. Автор работы - Агостино ди Дуччо, ярчайший представитель Умбрийской школы.
Полукруглый барельеф в центральной арке (увидите на фото) - лучший образец эпохи Возрождения, в Перудже. Так принято считать.
Базилика ди Сан Пьетро
Старинная, готическая церковь, возведённая примерно в 10 - 12 веках, с готическими деревянными хорами (выполнены между 1535-1591 годами), позолоченными деревянными потолками тоже 16-го века. В интерьере - фрески и картины Перуджино, Вазари, Рени, Пармиджанино. В ризнице - картины Рафаэля и Перуджино.
Арко Этруско
Арко Этруско ди Аугусто - Этрусская арка, которую многие, считают самым значимым строением в Перудже. Всё есть дело вкуса, но, эта старинная Арка стоит того, чтобы быть отмеченной особо!
Возведена она была, в третьем веке до нашей эры. Сначала разрушена, потом восстановлена императором Августом в 1 веке до нашей эры, когда и получила в дополнение к названию его имя. Надпись «Августа Перузия» одновременно говорит и о взятии и сожжении города и арки и о последующем её восстановлении… В верхней части ворот есть лоджия, но она – «новодел» ))) эпохи Возрождения. Про "новодел" - это шутка! - всем городам такие новоделы, за счастье!
Фонтана Маджоре
Одним из, а может и главным, символом города считается фонтан. Фонтана Маджоре или большой Фонтан (ну, или Главный, в данном случае, скорее именно: Главный Фонтан) – прекрасное сооружение в самом центре пьяццы Кватро Новембре. Фонтан – невероятно старинный - 1277 года, работы Никколо и Джованни Пизано.
Украшен фонтан, фигурами трех нимф: Веры, Надежды, Милосердия, и ещё 24 статуями библейских персонажей и святых.
Подойти к фонтану и побултыхать ручонками его струи не сможете – металлическая ограда вокруг не пустит.
Базилика ди Сан Доменико
Это - церковь с усыпальницей папы Бенедикта XI, отравленного в Перудже в 1304 году инжиром в котором был яд.
Церковь была разрушена в XIV века и восстановлена в XVII, но, колокольня потеряла 26 метров высоты (была – 126, стала – 100). Оригинальными, сохранившимися с 14 века элементами остаются: крытая аркада и готическое окно над хорами.
Капелла ди Сан Северо
Маленькая, не особо и приметная, на восток от Сан Лоренцо, и совсем недалеко! - на пьяцце Рафаэлло, хранит совместный шедевр, двух мастеров Возрождения: ученика и учителя. Рафаэль, ученик Перуджино начал фреску, учитель, после его смерти – завершил.
Фреска называется «Trinita e santi» (Троица и святые).
Молодой Рафаэль начал работу над верхней частью фрески, а полностью завершил её, после смерти ученика, старый учитель - Перуджино.
Рокка Паолина
Крепость папы Павла III которая строилась по указу папы, как дубль-крепость знаменитого Замка Ангела (Кастель Сант Анджело) в Риме. В ходе строительства Паолины разрушили сотни домов, в основном, принадлежавших семейству Бальони, ненавистных папе, но и других - тоже.
После объединения Италии крепость снесли. Сейчас осталась лишь небольшая часть старого бастиона.
Корсо Вануччи
Главная улица Перуджи почти всегда оживлённая, с лавками, кафе, магазинчиками, витрины, окна, люди, музыка, приятная суета. Короче – «всюду жизнь».
***