В этом безумном году почти одновременно цветут черемуха, сирень и рябина. Ароматы захлестывают, обволакивают, смешиваются, распадаются и медленно тают, уплывая в светлое небо.
Я сорвала несколько соцветий сирени и, зайдя домой, поскорее поставила в маленькую баночку с водой. Их слишком мало, чтобы заглушить запах болезни. Но трогательный чистый аромат слышен даже на расстоянии.
Маму три недели назад выписали из больницы после пневмонии. И только позавчера она сама смогла пройти несколько метров от спальни до кухни…
С её любимого места за столом видна небольшая часть улицы. Разросшиеся рябины достигают третьего этажа. Сочная зелень колышется за стеклом. Озабоченно с ветки на ветку перепархивают воробьи. Невольно улыбаешься, слыша их развеселое чириканье.
Солнышко через окно начинает припекать и слепить глаза.
-Мама моя всегда говорила, что на живого человека не угодишь… Дождь - плохо, жара -плохо… - с улыбкой произносит мама.- Устала я что-то. Помоги мне “домой” добраться.
Возвращаемся в спальню. Улегшись поудобнее, мама просит надеть ей носки: ноги замерзли. Укрываю потеплее. Потом приоткрываю окно.
Где-то, похоже, скосили траву. В комнату вплывает запах свежего сена…
-Вот вспоминаю…
МАМИНЫ РАССКАЗЫ
Счастливое лето
Какое-то лето, год 42-й, наверное, нас на Дальнюю реку отправили работать. Это километров за 30 от деревни. Рядом-то вся земля под посевы пущена.
И чего только тогда не выращивали: и рожь, и картошку, и капусту… Поля огромные были, лесА вокруг за зиму повырубали, весной землю расчистили…
Но и животинку в коровниках кормить чем-то надо…В колхозе много коров тогда имелось. Только сдохни какая от голода - за вредительство осудить могли.
Луга заливные скосили быстро, сено в стогах уже стояло. А в лесу по вырубкам травы много наросло.
Вот нас, кто помладше, и отправили туда сено заготавливать. Парни траву косили, мы ворочали, чтобы просыхала как следует. Сено потом сгребали и в стога укладывали…
На верх стога самый опытный вставал. Сено-то тоже надо уметь сложить, чтобы ветром не разнесло да дождями не погноило запасы.
После работы ходили ягоды собирать. Ночи-то светлые, все почти как днем видно.. Грибы повару несли. На обед часто суп грибной бывал. А по вечерам устраивали себе вечеринки. Один из ребят гармонь притащил, это за 30-то километров, вот и веселились. И ведь не было, чтоб кого из девчонок обидели...
В дождливые дни нас, ребятню, отправляли на расчистку вырубок.
Обычно лес рубили зимой. Летом валили только те деревья, что лесник велел, или те, что мешали дорогу прокладывать.
К лесу-то тогда отношение бережное было. Никакого мусора оставлять нельзя. Обрубленные ветки в кучи складывали. Зимой эти ветки вместо дров шли. Щепу сгребали, носили в барак, где жили. Она хорошо горела в печке, благо, просыхала быстро…
Хорошее лето было…( Мама вздохнула. Счастливых воспоминаний о детстве у нее почти что и нет. Только то лето и осталось осколком мирного времени…)
А как сено в стога убрали на Дальней реке, нас в деревню вернули. Новое дело дали.
Река тогда единственной дорогой служила. Что до Архангельска, что до Котласа только по ней и можно было летом добраться.
К лугу баржи причалили. Их надо было загрузить мешками с зерном. Я уже научилась с лошадьми обращаться. Вот и поставили меня возить зерно. Одно плохо: эти мешки мы сами и должны были с телеги на баржу перетаскивать…
С берега на борт доска широкая перекинута. Идешь по ней, ножонки в коленках дрожат и подгибаются, мешок на плечах еле держишь… А деваться-то некуда…
Только была и радость одна. Разгрузишь телегу, пристроишь лошадь за другой повозкой... Лошадка легко идет, хвостом надоедливую мошкару разгоняет. А я улягусь, спину натруженную распрямлю, в небо уставлюсь.
Ночи уже не светлые, обычные… Звезды на небе виднеются. Хоть и устанешь, мешков натаскавшись, а не спишь. Все мечты разные приходят…
Вот война скоро закончится… Папа приедет… Мы вернемся домой, на Север… Встречусь с подругами… Школу закончу, на учительницу пойду учиться...
Да… Только сложилось все по-другому…
Понравился рассказ? Ставьте лайки, подписывайтесь.