Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Первый монастырь для опальных знатных жен

Основание девичьего монастыря Василием III совпадает с его бракоразводным процессом, поэтому некоторые исследователи полагают, что князь «вспомнил» о своём обете именно с этой целью и монастырь предназначался для великой княгини Соломонии Сабуровой, ссылаемой мужем в монастырь за бездетность.

Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях

Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь оказался беспрецедентным в истории Руси, хотя за первым подобным случаем в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали и другие. А тогда, в 1523 году, за противодействие разводу впервые в русской истории был лишен сана митрополит Варлаам, а преподобный Максим Грек (писатель, богослов и философ, присланный в Москву как раз и разобраться, почему митрополиты Киевские и Всея Руси перестали ездить к патриарху в Константинополь на поставление) сослан в Иосифо-Волоцкий монастырь.

Поселиться в Новодевичьем монастыре Софии так и не пришлось, она умерла в Покровском монастыре в Суздале.

Преп. София Суздальская. Икона XVII века из Покровского собора Суздаля
Преп. София Суздальская. Икона XVII века из Покровского собора Суздаля

А вот в Новодевичий монастырь из того же Покровского Суздальского Великий князь прислал схимницу Елену Девочкину. Предсмертная духовная грамота Елены содержит важные данные о первых годах существования аристократического Новодевичьего монастыря, где постриг принимали представительницы знатных родов. Их родственницы, навещая их, подолгу проживали в монастыре, ведя мирской образ жизни (содержали прислугу, имели неуставные трапезы). Елена, выступая против этого, в своей духовной запрещает жить в монастыре мирянкам, а для монахинь устанавливает запрет на прислугу и еду в кельях.

Преподобная Елена Московская. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в.
Преподобная Елена Московская. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в.

Наконец, в тот же период 1525-26 годов был построен и соборный храм Смоленской иконы Божьей Матери. Смоленский собор приписывается работе либо Алевиза Нового (ум. около 1531 г.), либо зодчего Нестора (погиб при строительстве собора).

С Алевизами тоже не все было гладко: архитекторов с такими именами было два. До 1970-х годов в истории архитектуры считалось, что Алевиз Старый строил лишь западные укрепления Кремля вдоль Неглинной, а Алевиз Новый — Большой Кремлевский дворец и все храмы, в том числе и заложенные в 1514 году. Позднее исследователи сошлись во мнении, что Кремлевский дворец тоже строил «мастер стенной и палатный» Алевиз Старый.

Успенский собор слева, где народу побольше, Смоленский справа, у него часть глав серебряные
Успенский собор слева, где народу побольше, Смоленский справа, у него часть глав серебряные

Как бы то ни было, а Новодевичий Смоленский собор сильно похож на Успенский в Московском Кремле, а кремлевский храм строил Аристотель Фиорованти.

Предыдущие статьи по теме: " Бобровый народ, Петухов камень и Александр Пушкин ", " Почему опасно быть Большим ", " Как трагедия прославила город ", " Первая русская царица Ирина ", " Кто мог стать русским царем ", "Старо- и Новодевичьи монастыри"