Всего 35 лет ему было отведено.
Когда малышу было три годика, он навернулся со скамейки и получил тяжёлую травму позвоночника. Его могло парализовать, но будущий художник отделался искривлением с последствиями. Остаётся лишь догадываться, каково приходилось горбатому в семье бывших крепостных, как бы между прочим приписавшихся к мещанскому сословию. Уже в 16 лет он пишет не стыдную картину, рассматривая которую можно сказать, что саратовский преподаватель рисования был очень даже талантливым. Жаль, что про него почти ничего неизвестно.
Родился Виктор Борисов-Мусатов в апреле 1870 года. Славный город Саратов тогда был местом неспокойным: если не осада так губительная эпидемия Холеры. Много нехорошего за столетия с городом случилось. Саратовская студия изобразительных искусств (период обучения с 1884 по 1890 годы), высоко оценила старания юного дарования. Ему советуют подняться выше – поступить в Московское училище живописи.
И вот переезжает парень в Москву. Назначенное ему высшее заведение, вероятно, не отвечало запросам будущего живописца. Надо полагать, что в Саратове преподавали не хуже. Уже через год он переводится в Питерскую Академию художеств. Именно с этого периода жизни, он представляется (в том числе и подписывается) двойной фамилией: вторая часть производная от имени его деда – Бориса Мусатова.
Его высказывание: «Когда меня пугает жизнь — я отдыхаю в творчестве», объясняет тягостное настроение некоторых работ. Ведь он мог стать… кем угодно, однако травма сделала его просто незаурядным художником. Обучаясь в Питере, он посещал мастерскую Павла Чистякова, где как мне кажется он получил больше, нежели после Высшей учебки.
Вы наслышаны о сыром климате северной столицы? И пусть не станет для вас удивлением, что болезнь позвоночника дала о себе знать. Борисов-Мусатов возвращается в Москву, продаёт на выставке одну из картин (Майские цветы) и на вырученные средства путешествует в сторону Северного Кавказа. Поправив своё здоровье, он на полноценных три года отправляется в Париж – к художнику и педагогу Фернану Кормону.
После он рассказывал, что «забугорное» обучение позволило ему подняться над собой. Тренировка навыков и знакомство с работами известных творцов, вдохновляет Виктора на новые свершения. Достойных денег это не приносило, и в 1898 году Виктор возвращается в родной Саратов, где творит вовсю, используя накопленный опыт.
Да только не сиделось спокойно ему в большом городе. Пару раз Виктор выбирался в Зубриловку – имение князей Голицыных-Прозоровских, гибнущее от времени – так бывает, когда никто за строениями не ухаживает. Здесь из-под его кисти рождается «Призрак» – очень гнетущее и сюрреалистичное полотно, навевающее не менее странные и тягостные мысли. В 1903 году он переезжает в подмосковный Подольск, а в 1905 оказывается в городке Калужской области – Тарусе.
В том же году, в молодой семье Виктора и его жены Елены, рождается здоровая дочка – Марианна. Девочка просто каким-то чудом выживет. Она похоронит мать в земле нынешнего Артека, станет художницей (иллюстратором книг) и доживёт до 1991 года. Ей было 10 месяцев, когда ушёл отец… бросился спасать тонущего мальчика и простыл. Однако такова местная легенда. Скорее он просто осенним днём катался (возможно плавал) в холодных водах Оки и подхватил простуду.
Мусатовский косогор – это высокое и живописное место над рекой, где после кончины в октябре 1905 года и похоронен Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Его здесь не забывают. Отчасти благодаря дочери, которая не позволила наследию своего отца угаснуть. Ему было 35… да, наверное, зря он остался в Тарусе. Бедный художник ждал, когда к нему приедут и закажут ну хоть что-то! Пожалуй, это была его ошибка.
В сравнении с конкурентами из больших городов России, он был не выдающимся. Не знаю, какой гонорар мог затребовать Виктор. Можно сказать однозначно – место выбрал красивое, но далёкое как для потенциальных заказчиков, так и опытных медиков. Если желаете его репродукцию себе в гостиную, пишите нам в инстаграм (ссылка в описании профиля), на почту или телефон (можно в WhatsApp), сориентируем по цене исходя из размера и масштаба полотна. Или вы тоже считаете, что его работы недостаточно хороши в сравнении?