Множество людей работает в качестве наёмных исполнителей. Но даже если приходя домой они жалуются на начальника и условия труда, они не рискуют начать свой бизнес. Определённая логика в этом есть, но так ли всё безнадёжно? Давайте рассмотрим «плюсы» и «минусы» работы по найму по сравнению с работой на себя: вдруг от шага в самостоятельность вас останавливали несуществующие препятствия!
Работа по найму
Плюсы:
- Регулярная зарплата. Даты и суммы начислений известны заранее, и работник смотрит в завтрашний день с определённой долей уверенности.
- Оплачиваемый отпуск. Глава 19 Трудового кодекса Российской Федерации посвящена оплачиваемым отпускам, и каждая из её 15-ти статей льётся бальзамом на душу. А ведь ещё есть больничные!
- Ограниченная ответственность. Каждый наёмный работник отвечает только за свой сегмент – да, здесь придётся постараться, но зато решать проблемы коллег не обязательно.
- Соцпакет. Многие компании предоставляют своим сотрудникам дополнительные бонусы: хорошую медицинскую страховку, путёвки в санаторий, служебный автомобиль и так далее. Многие, но ведь не все!
- Бесплатное обучение. Получив новый навык, вы можете продвинуться по карьерной лестнице и претендовать на повышенную заработную плату. Однажды вы даже можете уйти в другую, конкурирующую фирму на более высокую позицию – ведь большой ответственности перед своей компанией, как мы уже установили, у вас нет!
Минусы:
- Ограниченный доход. Наёмный работник продаёт своё время, которое стоит оговоренных денег. Вне зависимости от того, выполняете ли вы сдельную работу, получаете фиксированный оклад и/или проценты – итоговая сумма упрётся в «планку». Если в какой-то момент вы захотите получать больше, то путей не так много: пойти на повышение, брать сверхурочные или найти новую работу. Гарантий, что план удастся, нет, зато стресс обеспечен.
- Ограниченный карьерный рост. Все ступени расписаны, все уже заняты – а на освободившееся место не обязательно возьмут именно вас; решать в любом случае не вам, а вышестоящим.
- Ограниченная свобода. Продавая своё время, вы перестаёте быть его собственником: как минимум третья часть суток вам не принадлежит, а если в это время появилось неотложное дело – решение о переносе рабочего дня или отгуле принимает тот самый «дядя», на которого работает наёмный персонал.
- Вы можете быть уволены в любой момент. Мы видим, как в американских фильмах человеку говорят: «You're fired», он тут же собирает свои вещи в коробку и немедленно уходит. Это выглядит очень странно: по российским законам уволить моментально нельзя, сотруднику даётся время на поиск новой работы. Но это несущественная разница: главное, что известие об увольнении может прозвучать как гром среди ясного неба. Причины бывают самые разные: перепрофилирование компании, урезание бюджета, происки завистливых коллег – кто знает? Но от этого развития событий не застрахован никто, так что «стабильность» наёмного труда – понятие относительное.
- Психологический аспект. Наёмный работник должен подчиняться приказам и следовать планам, разработанным кем-то другим. Это является проблемой для людей с определённым складом психики, «бунтарей» по натуре. И особенно тяжело бывает в том случае, когда представители высшего звена определённо менее компетентны, если не сказать «глупее», чем вы. Но поменять ничего нельзя – а значит уровень стресса в вашем организме будет только расти.
И не следует думать, что всё это несущественно: именно так появляется профессиональное выгорание. Истощение эмоциональных, умственных и энергетических ресурсов человека, развившееся на фоне сильного хронического стресса, отражается на качестве жизни. Страдаете и вы, и домочадцы; и даже долгожданный отдых не приносит ожидаемого удовольствия – ведь над ним дамокловым мечом висит дата возвращения на работу, вытягивающую все силы.
Будет ли выходом занятие собственным бизнесом? И да, и нет. Всё индивидуально, но именно в сравнении всех плюсов и минусов можно (и нужно) принять правильное решение.
Собственный бизнес
Минусы:
- Тяжелый старт. Несмотря на сниженную налоговую нагрузку, упрощённую форму финансовой отчетности и другие льготы для нового бизнеса, многие молодые предприятия закрываются, не проработав и трёх лет. Но, во-первых, есть пути избежать этого и, во-вторых, старт это старт – со временем вы будете вспоминать о нём лишь как об опыте из прошлого.
- Большие вложения: временные и денежные. Впрочем, надо понимать, что это в основном – на первых порах, а если всё сделать правильно, то к вам вернутся и время, и деньги (а последние ещё и с прибылью).
- Высокие риски. Любой проект может обернуться неудачей. Минимизировать проблемы можно грамотным планированием, привлечением опытных помощников и другими путями, но стопроцентной гарантии не бывает.
- Большая ответственность. Отвечать придётся за всё – от стратегии развития до каждой кадровой единицы. К этому просто надо быть готовым – со временем груз станет легче и понятнее.
- Отсутствие социальных льгот. За отпуска и больничные вам никто не заплатит – но, опять-таки, на первых порах. Сначала вы работаете на бизнес – а потом бизнес работает на вас.
Плюсы:
- Свобода. Вы контролируете процесс, не завися от решений, с которыми вы можете быть не согласны.
- Продвижение. Нет ограничений в развитии собственной карьеры.
- Престиж. Руководство успешным делом поднимает ваш имидж в глазах окружающих и повышает собственную самооценку.
- Личностный рост. Опыт открытия и ведения собственного бизнеса – это потрясающая возможность раскрыть свои способности и научиться новому.
- Социализация. Вы неизбежно обрастаете связями: деловые контакты при бизнесе очень важны, а новые знакомства – это и интересно, и полезно.
- Свободное время.
Как бы парадоксально это ни звучало с учётом «минусов», наличие свободного времени однозначно относится к «плюсам» своего бизнеса. Снова напомним, что основные временные траты приходятся на начальные шаги, а затем всё должно работать само, с вашим минимальным участием.
- Финансовая независимость.
Стоит прорваться через первые – возможно, но не обязательно – сложные шаги, как бизнес начнёт приносить прибыль, а будет ли у него верхняя «планка» – зависит только от вас.
И хотя организация бизнеса – серьёзный и нелёгкий труд, но «изобретать велосипед» в этой сфере не надо: большинство необходимых материалов доступно онлайн, а за помощью и решением непонятных аспектов всегда можно обратиться к профильным консультантам.