(серия "Авиакатастрофы")
-Рейс девять-девять-ноль, полоса два-два правая, готова к взлету.
-Девять-девять-ноль, правая два-два. Принято.
-Восемьдесят узлов.
-Скорость принятия решения. Отрыв.
-«Иджипт Эйр» девять-девять-ноль, разворот влево по достижении точки SHIPP.
-Влево?
-Влево. Точка SHIPP.
-Девять-девять-ноль. Принято.
В ночь с 30 на 31 октября 1999 года Боинг 767 авиакомпании «Иджипт Эйр» выполнял рейс 990 Лос-Анжелес-Нью-Йорк-Каир. Точно по расписанию, в 01:19 он вылетел из Нью-Йорка. Самолетом управляли два экипажа: основной и сменный.
-Девять-девять-ноль. Разрешаю эшелон три-три-ноль.
Основной экипаж состоял из капитана Ахмеда Аль-Хабаши, более 14 тысяч часов налета, 36 лет прослужил в авиакомпании «Иджипт Эйр», и второго пилота — Аделя Анвара. Сменный экипаж: капитан Рауф Нурэльдин и второй пилот Гамиль Аль-Батути, более 12 тысяч часов налета, 12 лет в компании «Иджипт Эйр».
На маршруте Нью-Йорк-Каир пилотировать самолет должен был сменный экипаж, но в силу каких-то причин в кокпите остались командир Аль-Хабаши и второй пилот Анвар. Договоренность о смене была достигнута при наборе высоты: Аль-Батути заменит Анвара при входе в эшелон, а Нурэльдин сменит Аль-Хабаши чуть позже.
В ноябре 1999 года Натали и Мартин Гринберг отмечали «золотую свадьбу». Подарок, который они придумали для себя — путешествие в Египет. Долго и тщательно Гринберги готовились к поездке, изучали историю страны, составляли план экскурсий, словом, предвкушали. Заядлые путешественники, выйдя на пенсию, где они только не побывали: Китай, Европа и даже Россия.
На борту рейса 990 было еще пятьдесят четыре путешественника из Америки. Все — люди пожилые, мечтающие посмотреть мир.
Из 203 пассажиров 100 были гражданами США и 75 — Египта.
К моменту начала рейса 990 Гамиль Аль-Батути успокоился.
Накануне, когда Аль-Хабаши высказался о его «недостойном» поведении, Гамиль возмутился. Негодуя, он накричал на коллегу. Потом попросил его изменить решение, но Аль-Хабаши оставался не приклонен. Тогда Аль-Хабаши перешел к угрозам, но шантажировать капитана было нечем, потому все его слова ушли в пустоту.
Об аморальном поведении Аль-Батути слухи ходили давно, но, никем не подтвержденные, так и оставались слухами. Якобы Гамиль приставал к горничным в Нью-Йоркских отелях, склоняя их к непристойностям. Разумеется, Аль-Батути только посмеивался над этим. С чего вдруг капитан Аль-Хабаши решил донести на него руководству авиакомпании именно теперь? Внезапно проснувшаяся принципиальность? Или Аль-Хабаши пообещали повышение по службе? Как бы то ни было, приняв решение, Гамиль Аль-Батути успокоился.
Полагаюсь на Аллах, подумал он, поднимаясь по трапу в самолет.
На его губах застыла холодная улыбка.
-Эшелон три-три-ноль (01:49:15).
-Рейс девять-девять-ноль, вижу вас (01:49:20)
-Анвар, я готов заменить тебя.
-Капитан?
-Да, Анвар, можешь отдыхать.
-Хорошо, капитан.
Адель Анвар не должен был лететь 30 октября. По графику его следующий полет был запланирован на 6 ноября. Но на этот день у него была назначена свадьба, поэтому Адель попросил коллегу поменяться сменами. Анвар мечтал о трансатлантических перелетах, и только в этом году его начали ставить на такие рейсы. Мечты сбываются, думал Адель, представляя счастливое лицо своей красавицы-невесты, которая совсем скоро станет его женой.
Адель уступил кресло второго пилота Аль-Батути, а сам перешел в салон. В принципе, спать ему не хотелось, да и волнение перед свадьбой слишком будоражило. Прикрыв глаза, Адель улыбнулся. Лучше бы он остался в кокпите: за работой время пролетает незаметно. Но вступать в спор с Аль-Батути не хотелось. Слишком тот эмоциональный, вспыльчивый. Хороший пилот, но как коллега — на грани выносимого. Если у Аль-Хабаши все получится, то компания в самое ближайшее время расстанется с Гамилем или его переведут на наземную службу. В таком случае не позавидуешь его будущим коллегам. В любом случае inshaAllah, дай Бог , все устроится лучшим образом.
Когда Аль-Батути занял место второго пилота, капитан Аль-Хабаши сказал, что выйдет на пару минут в уборную. Конечно, ответил Гамиль, управление принял. Дверь кокпита открылась и закрылась, Аль-Батути остался один. Его левая рука легла на РУДы. Потянув рычаги на себя, он уменьшил обороты двигателей до минимальных, а потом — отдал штурвал от себя. Борт начал резко снижаться.
-Полагаюсь на Аллаха, - ровным голосом произнес второй пилот, и повторил эту фразу семь раз.
Аль-Хабаши влетел в кокпит.
-Что происходит?
Аль-Батути не ответил, продолжая отдавать штурвал от себя.
-Что происходит, Гамиль, что происходит?
Капитан попытался взять управление, начал тянуть штурвал на себя, одновременно приказывая второму пилоту тоже тянуть штурвал. Несколько раз он повторил «тяни со мной» (01:50:38).
Боинг 767 упал в Атлантический океан. Все суда восточного побережья Соединенных Штатов получили сообщение от береговой охраны: «Всем судам, находящимся в зоне вероятного падения самолета, предлагается приступить к поискам».
Ближе всех к месту катастрофы оказалось судно торгового флота США, вышедшее в тренировочное плавание. На борту находилось 17 кадетов и один офицер-доброволец.
«И я, и ребята поначалу не поняли всего ужаса ситуации,— вспоминает он. — Мы шли на полной скорости, надеясь, что наша миссия — спасать пассажиров, вытаскивать их из надувных лодок. Все оказалось куда страшнее.
Поначалу мы ничего не заметили. Лишь несколько пластиковых пакетов показывали, что мы приблизились к месту катастрофы. Но как раз когда по тревоге были подняты все ребята, из воды начали показываться предметы.
Эта картина будет преследовать меня: кадеты в шлюпках копошатся среди разлитого по воде авиационного топлива, руки в перчатках пытаются схватить то обломок обшивки, то обрывки багажа, то куски тела. В воде мы находили записные книжки, билеты, паспорта, игрушки. Но что меня вконец сломало — ботинки. Сотни ботинок, самых разных размеров и цветов...»
Через десять часов береговая охрана объявила, что спасательная операция завершена: спасать было некого.
Расследование обстоятельств катастрофы занялись Американский Национальный совет по безопасности на транспорте и Министерство гражданской авиации Египта. Они пришли к совершенно разным заключениям: по собранным американцами доказательствам выходило, что катастрофа была вызвана намеренными действиями второго пилота резервного экипажа Аль-Батути. Египтяне были категорически не согласны с этим. Их вывод: причина катастрофы была в системе управления самолетом.
Однако, не будем забывать, что Боинг 767 был в исправном состоянии. Как предполетная проверка, так и исследования, проведенные после катастрофы, однозначно указывала на идеальное состояние борта.
24-27 ноября 2020,
Чистые пруды, Москва