Второй фильм Стивена Фрирза оказался на редкость забавным. В это сложно поверить, но в начале далеких 80-х у Фрирза еще было чувство юмора - того тонкого английского юмора, который в редкие минуты может вызвать хохот и колики, но балансирует на грани и в общепринятом понимании может показаться бессмысленным и даже глупым.
Начало привычное. Зритель полагает, что это очередная криминальная история. Тюрьма, суд, стукач. Ясно, что потом его будут искать, потому что стукачам надо мстить. И это тем более понятно, когда зритель видит угрожающее (ничего не выражающее) лицо человека в темных очках, который сидит на скамье подсудимых. Да, эти ребята не шутят, они этого стукача из-под земли достанут любой ценой.
Скептически настроенный зритель думает, что зря тратит время. А пока зритель думает, на экране появляется невозможно прекрасная желтая луна, а за кадром играет Пако де Лусия. По сюжету проходит десять лет, и ошеломленный зритель переносится в яркую Испанию. Появляется улыбчивый Теренс Стэмп в белой одежде.
Это стукач Вилли Паркер (хотя он такой замечательный, что как-то неудобно называть его этим подлым словом). За прошедшие годы он стал спокойнее и увереннее в себе, прочитал много книг и в целом изменил отношение к жизни. Потом его похищают - сажают в машину и увозят...
И в этом месте начинается совсем другое кино. Появляются два чудеснейших актера - Джон Хёрт и Тим Рот.
Первый (мистер Брэддок) - невозмутимый и очень крутой. Судя по выражению его лица, у него за плечами длинная темная история. И, конечно же, он носит темные очки и много курит, а на любые вопросы отвечает многозначительным молчанием.
Второй (Майрон) - начинающий панк, вспыльчивый и белобрысый. И тоже очень крутой.
В этом фильме все крутые, особенно знойная испанская женщина, которая оказалась еще и редкостной стервой.
После похищения картина оживляется безупречными в своей абсурдности диалогами. Появляется полицейский (небольшая роль Фернандо Рея), который расследует череду преступлений, совершаемых нашими привлекательными бандитами.
Но они нарушают закон не со зла: в душе они очень хорошие добрые люди, которые просто выполняют свою работу.
Теперь зритель должен разобраться с жанром фильма. Детектив? Или, может быть, комедия? Да и все элементы роуд-муви налицо: на протяжении фильма персонажи едут на машине по направлению к французской границе. Дорога, визит в квартиру Гарри, парковка, опять дорога, заправка, бар, ночлег на природе у красивого водопада, опять дорога...
Но любопытного зрителя интересует, куда же ведет эта дорога. Ответ прост: к смерти. Да, в 1984 году режиссер Стивен Фрирз снял философский драматический фильм о смерти. Ближе к финалу о ней хорошо выскажется персонаж Теренса Стэмпа.
А финальная сцена с удивительным, почти "церковным" освещением (герой Джона Хёрта попадает в изысканное пространство, в котором много ламп и канделябров) убедит зрителя в том, что этот парадоксальный английский юмор не такой уж и бессмысленный, как может показаться на первый взгляд.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡