Храм Максима блаженного на Варварке, в силу своего центрального местоположения и древней истории, относится к числу достаточно известных церквей города Москвы.
Что же за человеком был святой Максим, и чем он так прославился, что в его честь освятили церковь?
Максим блаженный считается первым в истории московским блаженным (юродивым).
Сведений о его жизни сохранилось мало. Тем не менее, он — реально существовавшее лицо, о котором сообщают не только церковные, но и светские источники. Так, он упоминается в летописи под 1434 г. в связи со своим погребением: «Ноября 12 преставился раб Божий Максим, иже Христа ради уродивый, положен бысть у Бориса и Глеба на Варварской улице, за торгом, а погребен бысть неким мужем благоверным Федором Кочкиным»[1] . Несколько лет спустя после преставления блаженного над местом его упокоения была построена маленькая церковь (как придел к храму Бориса и Глеба) и освящена в честь его небесного покровителя – св. преп. Максима Исповедника[2] . Строительство придела производилось на средство все того же благотворителя Феодора Вохчина[3] (в краеведческой литературе встречается написание фамилии благотворителя, как «Кохчин» или «Кочкин»). Наиболее ранней летописью, в которой приводится свидетельство о кончине и погребении Максима, является «Владимирский летописец».
Кстати, упоминание Максима в летописи как Христа ради юродивого, свидетельствует об уже прижизненном почитании данного человека как святого.
На месте вышеупомянутой, деревянной церкви Бориса и Глеба с приделом Максима Исповедника позднее был возведен каменный храм, известный нам сегодня как храм Максима Блаженного, что на Варварке.
Хотя предание церкви сохранило очень мало информации о первом московском юродивом, существуют описания его жизни и дел (делания). Автором самой популярной версии Жития блаженного Максима является другой святой — святитель Димитрий Ростовский — епископ Русской православной церкви, живший в 1651 — 1709 гг.
Точная дата рождения св. Максима Московского неизвестна даже автору Жития. Скончался же он, как сообщает вслед за летописью свт. Димитрий Ростовский, 11 ноября 1434 года[4] «в летах преклонных».
О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно. Можно предположить, что человек это был местный, московский, так как иноземное происхождение скорее всего было бы упомянуто его жизнеписателями.
Вероятнее всего московский святой Максим родился не в 15, а ближе к концу 14 века (возможно, в 1380-е гг., а то и ранее) и жил на рубеже 14-15 веков. Основной период его деятельности, вероятно, пришелся на первую треть 15 века. Святой мог застать излет великого княжения Дмитрий Донского, весь период правления его сына Василия I , начальный период правления великого князя московского Василия II (Темного) — отца государя Иоанна III .
Максим блаженный появился на свет, когда в Московском княжестве жили и действовали такие выдающиеся святые, как преподобный Сергий Радонежский, митрополиты Алексий, Киприан и Фотий — святители московские. Блаженный мог застать разорение Москвы войском хана Тохтамыша в 1382 г., а может быть и Куликовскую битву 1380 г., причем не в младенческом возрасте, а в таком, когда он уже мог запоминать события, а то и принимать в них участие. Он сделался свидетелем ожесточенной междоусобной борьбы за великое княжение, развернувшееся между московским князем Василием Васильевичем (Василием Темным) и князьями звенигородскими. Несмотря на победу на Куликовом поле, зависимость Руси от Орды сохранялась еще не одно десятилетие. Продолжалась регулярная выплата ордынского выхода[5] , а набеги татарских отрядов постоянно причиняли ущерб русским городам и весям (селам). В дополнение к политическим бедствиям, Русь той поры была терзаема еще одним, от которого не было спасения ни старому, ни малому, ни бедному, ни богатому — эпидемиями чумы, уносившими в могилу тысячи и десятки тысяч людей. Всем перечисленным событиям был свидетелем московский блаженный Максим, чей период жизни пришелся на эту суровую для народа и для страны пору. Вероятно, тяжесть выпавших на годы его жизни общих, а возможно и личных, испытаний, способствовали взятию им на себя подвига юродства или блаженства, способствовали его становлению как юродивого или, по-другому, блаженного.
В 1894 г. Максимовской, что на Варварке церковью была издана брошюра, посвященная двум святым Максимам — Максиму Исповеднику и Максиму московскому блаженному[6] .
Что же сказано в данном источнике о московском юродивом?
Автор вышеупомянутой брошюры ссылается на церковную службу, составленную в честь и память св. Максима, как на источник сведений об этом святом, о его образе жизни, его чертах личности.
Из текста посвященной св. Максиму службы мы узнаем, что он всегда был известен современникам, как человек, ведущий крайне аскетический образ жизни. С юных лет он принял решение посвятить себя служению Христу и ради этого отрекся от благ плотских. По сути он отрекся практически от всех общепринятых жизненных благ, так как они воспринимались им как тормоз для духовного развития, как препятствие для накопления богатств духовных. Он сохранил девство, практиковал постоянный пост, отказался от дома и круглый год жил на улице (возможно, что жил при церкви Бориса и Глеба, что на Варварке). При этом святой Максим имел «непокровенное тело», то есть ходил обнаженным, облачась лишь в «одежду бесстрастия». Иногда таких людей в старину называли «нагоходцами». Подобным поведением он выражал презрение даже к такой обыденной вещи как одежда. А между тем, сколько людей склонны уделять своей одежде повышенное внимание? Вообще, тело свое он не берег, подвергая его воздействию как зноя, так и холода. Самоограничением он преодолевал житейскую суету, возвышаясь над ней, и занимал свой ум лишь мыслями о Боге. Ведя такой образ жизни, он очистил свою душу и тело от скверны греха. И в результате весь сделался «подобен чистому храму, в котором угодно стало пребывать Богу»
Главное же деяние блаженного Максима, составляющее особую черту Христа ради юродства и отличающее юродивых от других святых подвижников — это «его отречение от ума своего». Несмотря на то, что он имел необычайно глубокий и проницательный разум и, даже, обладал способностью читать самые потаенные мысли людей, он старался не афишировать эти свои возможности. Во избежание гордости, которая могла возникнуть у его из-за его популярности в народе, он всячески старался скрыть свои умственные качества и благочестивые подвиги. Имея развитый и возвышенный ум, он с виду как бы не имел ума для житейских обязанностей и забот: казался не только простым и слабоумным, но как бы лишенным здравого смысла. Не соответствовал веку сему, но преобразовался обновлением ума своего, чтобы познать, что есть воля Божия...
Слова «юродство», «юродивый» происходят от старославянского «юрод» — «дурак», «безумный». Это слово, «юрод», употреблялось как в своем прямом значении (так называли дураков и сумасшедших), так и в переносном. В последнем случае юродивыми именовали «мнимых дураков», «мнимых безумцев» — лиц, которые намеренно напускали на себя вид безумцев и через сокрытие собственных добродетелей, через навлечение на себя поношений и оскорблений, занимались обличением пагубных (для спасения души) мирских привычек и порядков. Таких намеренных безумцев в христианское время называли «юродивыми Христа ради», так как они юродствовали ради приближения себя и окружающих их людей к Христу. В Русской православной церкви почитают 36 юродивых.
Вот и св. блаж. Максим Московский своею жизнью и словом постоянно напоминал всем о высших целях жизни, о том, что все в мире преходяще, что мир конечен, что, чтобы достичь пребывания в Вечности надо стремиться достигать благ не мирских, а вечных, духовных. Показываясь глупым, не способным ни к какому труду и делу, пренебрегая при том общепринятыми обычаями, а иногда допуская некоторые странные, непонятные окружающим действия, тем самым он по собственной воле осудил себя на безропотное перенесение всего, что обыкновенно бывает следствием слабоумия: насмешки, поругание презрение, обиды. «От неразумных многие скорби претерпел и явился чуден в терпении». Такое отношение окружающих необходимо было св. Максиму для борьбы со своей гордыней, для развития у себя смирения. Кроме того, утрируя в себе некоторые негативные черты, он таким образом давал возможность окружающим обратить внимание на то, что то или иное явление негативно и уводит от спасения. Например, живет он на улице, а другие, глядя на него, осознают, сколько сил тратят на обзаведение свои жильем, а потом на его обустройство. Святой Максим постоянно постится, вообще ограничивает себя в пище. А окружающие, глядя на его чрезмерное ограничение, увидят резкий контраст с собой, вообще не желающими себя ущемлять в еде, а, напротив, стремящимися лакомиться. Ходит Максим голым или почти голым. Вид голого человека у многих вызывает блудные мысли. Но при виде голого блаженного люди понимали, что его нагота не про блуд, и что если у них и мелькнула блудная мысль, пробужденная максимовой наготой, то это проблема не максимовой, а личной греховности и моральной, духовной нечистоты. И т.д. Юродивый Максим был как бы зеркалом для общества, в котором общество видело становившиеся внезапно заметными собственные недостатки.
Именуется он в церковной службе «вторым твердисловом». Так звали почти современного ему преподобного Исидора Ростовского — считавшегся смелым и сильным обличителем всякой неправды.
За подобные же качества присвоено это название и блаженному Максиму. Вероятно, он не мог молча смотреть на многочисленные жестокости и несправедливости, которыми изобиловала окружающая его действительность. Он брался осуждать жестокие и несправедливые вещи, свидетелем которых был, даже если они исходили от людей богатых и влиятельных.
Судя по тому, что смерть Максима блаженного удостоена упоминания в летописи, она была значимым событием для современников. Следовательно, Максим был широко известен, его персона пользовалась большим вниманием и популярностью.
Хотя история не донесла до нас свидетельств современников о жизни св. Максима, оказалось не мало свидетелей чудес, совершенных святым уже после его перехода в жизнь вечную.
Первым официально зафиксированным чудом, случившимся у его мощей, стало исцеление одного человека, у которого была сведена нога, происшедшее в 1506 г.
Официальное почитание его церковью началось после 1547 г., когда были обретены нетленными его мощи, дотоле почивавшие под спудом в храме на Варварке. Тогда же святой был канонизирован на одном из так называемых «макарьевских соборов»[7] . Основанием к прославлению св. Максима стали сообщения о чудесных исцелениях у его гроба. После обретения мощи, по сообщению свт. Димитрия Ростовского, были вновь оставлены под спудом.
Храм Бориса и Глеба на протяжении своей истории неоднократно перестраивался.
В 1698 г., происходило полное переустройство церкви, в которой все это время пребывали останки св. Максима. Старое здание было полностью разобрано, чтобы освободить место для строительства нового, каменного. При этом были вновь открыты мощи св. Максима и на период строительства перенесены в один из городских соборов. Как утверждает автор книги «Преподобный Максим Исповедник и святый и блаженный Максим Христа ради юродивый, московский чудотворец» издания московской Максимовской, что на Варварке церковью, мощи святого после изъятия с места погребения, пребывали либо в Чудовом монастыре, либо в одном из других храмов кремля. До революции имелось несколько не сохранившихся до наших дней изображений перенесения мощей: 1) на местной иконе максимовского храма (возможно, сохранилась и пребывает в соборе Василия Блаженного); 2) на иконе, находящейся на внешней, северной стороне; 3) на западной стене внутри храма. На этих иконах было изображено перенесение мощей крестным ходом через Спасские врата в Кремль.
Когда явились изымать мощи, обвалились своды гробницы, в которой те пребывали. Хотя все помещение было усыпано обвалившимися кирпичами, никто из присутствовавших там людей не пострадал, что было расценено как заступничество (чудо) святого Максима.
Новый храм, возведенный на месте бывшей Борисоглебской церкви, был освящен в честь св. блаженного Максима Московского с дополнительным приделом в честь Максима Исповедника. Поскольку строительство новой, каменной церкви финансировали два богатых купца-гостя Максим Шаровников из Костромы и Максим Верховитинов из Москвы, приделы храма были освящены в честь их небесных покровителей — оттого у храма два названия. При этом главный придел освящен все-таки в честь Максима блаженного.
После полного обустройства обновленного храма, мощи московского блаженного вновь были водворены на свое историческое место и помещены открыто, для всеобщего поклонения. Состоялось это «месяца мая в 13 день»[8] . Данному событию придавалось большое значение, и в честь него написали икону Спаса с предстоящими Максимом Блаженным и его небесным покровителем Максимом Исповедником. Перенесение мощей святого Максима Блаженного состоялось спустя два дня после праздника Спаса Нерукотворного, поэтому для новой иконы выбрали именно этот сюжет. Икона эта представлена в нижнем ярусе Покровского собора , что на Рву и в настоящее время является одной из святынь данного храма.
В момент переноса мощей от них исцелилось множество калик[9] .
С момента погребения св. блаж. Максима его нетленные мощи почивали открыто только 39 лет – с 1698 по 1737 гг.
Однажды с ними случилось такое событие, которое было расценено, современниками, как « Чюдо новейшее святаго блаженнаго Максима, како церковь сохрани от пожара».
26 июля 1700 г . в Москве разразился сильный городской пожар. «Когда огонь приблизился к Максимовскому храму, его служители успели открыть двери (в строившейся церкви еще не было железных затворов) и перенести мощи святого в церковный погреб. После пожара прихожане с удивлением обнаружили, что в церкви ничего не сгорело, внутри было прохладно, хотя наружные стены раскалились от огня. В это время в церковь пришел настоятель храма свящ. Иоанн Иосифов, который спасался от пожара на колокольне Никольской ц. (св. Николы Мокрого). Стоявшие там люди показали священнику, что в его церкви находится некий человек, “егда против коего окна падет кровля со пламенем огня, и в том окне той человек стояше, видом яко лист бумаги держаще, и абие ко другому окну отхождаше”»[10] .
«Около сорока лет хранились мощи блаженного в сем храме», — пишет свт. Димитрий Ростовский. «В 1737 году», — сообщает он же, — «произошел сильный пожар, известный под именем Троицкого. Пламя охватило и церковь во имя блаженного Максима Московского. Храм весь выгорел, сгорела и рака с мощами святого Максима. Уцелевшие части святых мощей были благоговейно собраны и переданы в сей храм в 1768 году». На момент написания свт. Димитрием Ростовским Жития св. блаж. Максима мощи последнего пребывали в храме на Варварке, «подавая исцеления во славу Божию».
В брюшюре, изданной Максимовской церковью в конце 19 века, приводятся более подробные сведения о судьбе самого храма и мощей знаменитого московского блаженного. В ней говорится, что после пожара 1737 г. мощи блаж. Максима были найдены на каменном помосте, на котором до пожара стояла под сенью рака с ними. Их собрал священник храма Яков Григорьев при дьяконе и еще одном служителе храма. Мощи собрали в ящик, замкнули его и поставили в алтарь. По распоряжению Синодальной Канцелярии 6 июня того же 1787 г. (дата по старому стилю) эти святые мощи были осмотрены и описаны заседающим тогда в Синодальной Канцелярии Преосвященнейшим Венеамином епископом Коломенским и архимандритами. После осмотра мощи были положены руками Его преосвященства в специально для них изготовленный ящик, замкнуты, опечатаны синодальной печатью и отданы для хранения синодальному ризничему. Выгоревший Максимовский храм был обновлен и заново освящен в 1742 г. 30 мая, как значилось в надписи на новоустроенном иконостасе[11] (не сохранился). Окончательное распоряжение Синода о возвращении остатков от мощей святого Максима в храм его имени вышло 21 января 1768 г. В 1770 г., как значится в церковной описи, «была устроена для мощей святого Максима Блаженного новая рака резная, над нею сень на осми столпах резных, и над столпами балдахин резная ж. Оное вышеописанное все червонным золотом вызлачено».
В московском Троицком пожаре 1737 г. погибло почти 100 человек. В том числе погибла вся семья вышеупомянутого священника Максимовского храма на Варварке Якова Григорьева. В память о погибших родных «означенный священник Яков Григорьев пожертвовал напрестольный, серебряный, вызолоченный крест с хранящимися в нем частицами святых мощей и с такою замечательною на нем надписью: «Сей святый и животворящий крест Господен построен тщанием Максимовской церкви иерея Якова Григорьева 1737 года ноября 5 числа в память ужасного бывшего пожара сего году мая в 29 день в неделю Пятидесятницы в поминовение сгоревших в тот день родительницы его Ксении Фоминичны и попадьи его Феклы Яковлевны и чад его, сгоревших же младенцев Елизаветы, Ерофея, Якова»[12] .
В 1812 г. «мощи Максима блаженного остались на своем месте под спудом, в прежнем виде. Амвон поднят, в теплой церкви престол опрокинут, в окнах рамы выгорели и колоды, также и крыша сгорела и вся утварь церковная; кроме скрытых самых нужных вещей все разграблено»[13] .
«В 1876 г. вместо обветшавшей деревянной устроена новая металлическая вызолоченная рака, в которую, по освящении ея, с подобающею честию был переложен кипарисовый ковчег с мощами блаженнога Максима длинною более аршина, шириною до трех четвертей».
Храм был закрыт в конце 1920-х – 1930-е гг. Внутреннее убранство было полностью утрачено. Тогда же бесследно исчезли мощи знаменитого московского юродивого.
Дни памяти святого блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца отмечаются 26.08 н.ст. (13.08 ст.ст.), 24.11 н.ст. (11.11 ст.ст.).
26 августа – дата обретения мощей св. блаж. Максима в 1547 г.
24 ноября – дата его преставления ко Господу.
Кроме того, св. Максим поминается в День памяти московских святых.
В настоящее время Храм св. Максима, что на Варварке, закрыт на реставрацию. Поэтому пока неизвестно, какие святыни в нем будут представлены после того, как ремонт храма окончательно завершится.
*****************************************************************************
[1] Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Том 2.: Москва в границах Садового кольца. М., 1994 г., С. 45-47.
[2] Максим Исповедник — деятель христианской церкви, монах, богослов и философ, живший на рубеже 6-7 вв. н.э. в Византии.
[3] Фамилия благочествивого мужа, похоронившего св. блаж. Максима, не Кочкин и не Кокчин или Кохчин, а Вохчин. См. «Преподобный Максим Исповедник и святый и блаженный Максим Христа ради юродивый, московский чудотворец» издания московской Максимовской, что на Варварке церковью. М.: Типо-Литография И. Ефимова. Большая Якиманка, дом Смирновой, 1894 г. С. 22. [Российская государственная библиотека] URL : https://dlib.rsl.ru/viewer/01003553153#?page=2 Online : 22.02.21
[4] Святитель Димитрий Ростовский. Память блаженного Максима, Христа ради юродивого, московского чудотворца [Азбука веры] URL : https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/993 Online : 22.02.21
[5] Ордынский выход — налог, дань , выплачивавшийся русскими землями Золотой Орде в XIII—XV вв.
[6] Речь о книге «Преподобный Максим Исповедник и святый и блаженный Максим Христа ради юродивый, московский чудотворец» издания московской Максимовской, что на Варварке церковью. М.: Типо-Литография И. Ефимова. Большая Якиманка, дом Смирновой, 1894 г. 28 с. [Российская государственная библиотека] URL : https://dlib.rsl.ru/viewer/01003553153#?page=2 Online : 22.02.21.
[7] Макарьевские соборы — Поместные соборы Русской церкви , созванные митрополитом московским Макарием в 1547 и 1549 гг. с целью канонизации русских святых . По этой причине период Макарьевских соборов называют «эпохой новых чудотворцев».
[8] Романенко Е.В. Максим [Православная энциклопедия] URL : https://www.pravenc.ru/text/2561588.html Online : 23.02.21
[9] Мокроусова Е. Икона «Спас Нерукотворный» с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником [Блог Исторического музея] URL : https://blog.mediashm.ru/?p=2816 Online : 23.02.21
[10] Романенко Е.В. Максим [Православная энциклопедия] URL : https://www.pravenc.ru/text/2561588.html Online : 23.02.21
[11] См. «Преподобный Максим Исповедник и святый и блаженный Максим Христа ради юродивый, московский чудотворец» издания московской Максимовской, что на Варварке церковью. М.: Типо-Литография И. Ефимова. Большая Якиманка, дом Смирновой, 1894 г. С. 23-24. [Российская государственная библиотека] URL : https://dlib.rsl.ru/viewer/01003553153#?page=2 Online : 22.02.21.
[12] «Преподобный Максим Исповедник и святый и блаженный Максим Христа ради юродивый, московский чудотворец». Там же. С. 24.
[13] «Преподобный Максим Исповедник и святый и блаженный Максим Христа ради юродивый, московский чудотворец». Там же. С. 24.