Тема строительства ставки Гитлера под Псковом не нова, ее освещали на нескольких страничках и блогах. К сожалению по сети ходит практически один и тот же текст из книги Франца В.Зайдлера и Дитера Зейгерта "Штабы фюрера" ("Die Führerhauptquartiere 1939-1945"). Видимо у авторов был доступ к архивной информации, потому что при описании ставки, все изобилует подробностями. Не буду пересказывать все содержание, остановлюсь на некоторых.
Начну с названия. Wasserburg переводят как "замок с водяным рвом". Мне кажется более точным перевод, как "замок на воде". Монастырь превращенный в ставку, располагается на излучине реки Великой с северо-восточной стороны отгороженный глубоким сухим оврагом. Образуется своеобразный остров.
До начала мировой войны у Гитлера не было постоянной ставки, он перемещался между штабами на самолете и специальном поезде. Позднее паранойя у фюрера прогрессировала и на всех театрах военных действий стали возникать ставки Гитлера - Führerhauptquartiere (FHQ) обеспеченные убежищами в виде бункеров. Выбор места для строительства и его проверкой, занимался комендант штаба фюрера. Он вместе с организацией ТОДТ на местности сажали сооружение. Помимо этого комендант занимался безопасностью и охраной района штаба. Службу несли специальные батальоны охраны.
Куда бы не собрался Гитлер, комендант начинал подбирать место под его штаб с бункером. Но бункер еще пол дела. Вокруг необходимо разместить связистов, персонал, охрану. Рядом хорошо бы иметь ж.д ветку для штабного поезда и аэродром. Не уверен про 1942 год, но в1944 году в районе Снятой горы ж.д. ветка была проложена вдоль линии фронта остановившегося здесь на линии "Пантера". Аэродром находился недалеко - на западном берегу реки Великой в районе совхоза Диктатура и Каменки -Pleskau West.
Далее в книге идет упоминание о строительстве типового немецкого бункера состоящее из двух жилых частей, двух входов, одного герметичного шлюза и амбразур защиты входа. Рассчитан он был 30 человек. У польских коллег утащил подборку существующего бункера Regelbau 102v. Этот тип бункера использовался еще перед войной. Сейчас на "снятке" существует бункер размерами примерно 10х12м.
Строили ставку по разным данным и радовцы и тодовцы (строительные организации RAD и TODT). С неким флёром преподносится то, что в строительстве использовали иностранных рабочих - чехов и поляков. Мол, чтобы все было секретно. Оттуда видимо и рассказы местных партизан о катакомбах в ваулиных горах, где расстреляли всех евреев (хотя их расстреливали вокруг Пскова и без катакомб). На самом деле организация ТОДТ широко использовала польских рабочих на дорожных работах по всему тылу ГА Север. Наверняка, в рабочих батальонах были и чехи. К монастырю построили шоссейную дорогу, вместо "пыльной просеки". А к трансформаторной станции из Пскова протянули бронированный электро-кабель! Сомневаюсь в этом, так как Псковская ТЭЦ еле могла обеспечить электроэнергией центр города и заводы. Причем с постоянными перебоями. Фантастической кажется цифра в 53 700 рабочих участвовавших в строительстве!!! Но там оговорка, мол разнорабочих 500 человек. Да, несколько сотен участвовало вероятно и то не сразу. Откуда взялась цифра в полсотни тысяч строителей не знаю, но вполне цифра могла быть взята из общего количества рабочих участвующих в строительстве дорог и фортификаций в тылу группы армий.
В общем, литературный опус надо разбирать, смотреть качество перевода и источники.
Теперь покажу фотографии из Федерального Архива Германии, в просторечии "бундесархив". Они уже давно размещены на их сайте, но в плохом разрешении. Для получения снимков в качестве, необходимо приобрести их. Но там какая то сложная система их дальнейшего использования, поэтому публикую снимки с "копиршуцами". Подписи курсивом архивные.
Первая фотография это дорога вверх к вторым воротам монастыря. Слева сплошная ограда, справа огород. Наверху справа огромный сарай с вальмовой крышей ( кстати, от немецкого Walm - скошенная крыша). Не характерный для этих краев тип крыши. Она частенько попадается на фотографиях немцев. Могу еще отметить, что строительство вальмовой кровли очень сложное, еще и такой огромной. Какие то бродяги не могли ее построить, тут нужна умелая рука дахдекера под руководством баумайстера.
Опять же по книге "Die Führerhauptquartiere 1939-1945" -это построенный гараж под целый автопарк. Видимо намучавшись с кострами под моторами зимой 41/42, немцы решили гараж утеплить и завезли с фатерлянда десятки печек для обогрева. Хотя дымовых труб на этой фотографии не много. Возможно большую часть печек установили в жилые корпуса. Уже после войны здесь разместилась псковская автоколонна 1120. Может быть не зря псковские автобусы уже много лет, ходят так пунктуально? Возможно кто то вспомнит и белые мерседесы курсировавшие по городу лет двадцать. Пунктлих, практиш, гут?
По итогу для фюрера построили около 20 бункеров. Не во всех он побывал. Последним его бункером стал, бункер расположенный в рейхсканцелярии. Вассербург же использовался, как дом отдыха и КП 21 авиаполевой дивизии. Посмотреть, что происходило в ставке апрелем 1944 года можно тут с множеством фотографий.
Спасибо, что дочитали.
В следующей публикации продолжим разбирать фонды бундесархива.