В статьях нашей «Лаборатории Будущего» мы достаточно часто касаемся системы планирования экономики снизу . Этой теме было посвящено две статьи (на 2017й год) , одна из которых вкратце дала обзор тому, что это такое и в чём её преимущества, другая рассказала о технических возможностях, которые могут помочь в её создании "Электронные мозги для плановой экономки" . Однако, понятное дело, в две статьи всех тонкостей не уместишь, потому мы продолжаем подробно об этой системе рассказывать. Сегодняшняя статья посвящена алгедоническим сигналам – связующим элементам, на основе которых, собственно, и строится план.
Что значит «алгедонический»? Это слово введено неоднократно упоминавшимся в статьях «Лаборатории Будущего» британским кибернетиком Стаффордом Биром, руководителем проекта «Киберсин». Составлено оно из двух корней: «алгос», что означает «боль», и «гедос», что значит «удовольствие». Соответственно, в том и состоит суть алгедонического сигнала: он оповещает получателя его о том, находится ли посылающий элемент в хорошем состоянии, являющем собой «гедос», или же что-то не так и он испытывает «алгос». При этом не посылается более подробная информация о причинах того или иного состояния или о каких-то специфических условиях.
Работу алгедонических сигналов проще всего будет проиллюстрировать на примере дрессировки собак. Допустим, мы хотим выучить собаку команде «ко мне». Если после этой команды собака подбегает к хозяину, тот посылает ей сигналы «удовольствия», выражая их либо вербально, либо, например, делясь со своим питомцем каким-нибудь лакомством. Так она понимает, что отзываться на команду «ко мне» – это хорошо и что так надо делать. Теперь попробуем, к примеру, отучить собаку кусать прохожих. Всякий раз, когда собака пытается это сделать, мы посылаем ей сигналы «боли»: ругаем её, или оставляем без положенного ей лакомства. Так, соответственно, питомец понимает, что так делать не надо.
На основе таких сигналов, по сути, работает каждый живой организм. Если бы в человеческий мозг поступал подробный квартальный отчёт о своей деятельности от каждой клетки (которых в нашем организме миллиарды), то это было бы слишком уж сильным над ним издевательством. Страшно представить, с какими трудностями столкнулся бы в таком случае человеческий мозг. Да и не только человеческий, в данном случае неважно, имеется ли в организме миллиарды клеток или всего лишь тысячи – объёмы информации в обоих случаях огромны. «Мозги» корпораций, впрочем, оказываются в этом плане гораздо глупее головного ганглия муравья.
Для иллюстрации того, как алгедонические сигналы могут применяться в системе планирования, давайте представим такую ситуацию: пусть в некотором городе Н существует мясокомбинат, выпускающий два сорта колбасы: сорт А и сорт Б. Допустим, в начальный момент времени объёмы производства обоих сортов одинаковы. Однако, по каким-то причинам население города колбасе сорта Б предпочитает А. В таком случае, потребитель посылает на мясокомбинат сигнал такого вида: «колбаса А вкусная» или «колбаса Б не вкусная». Не утруждая себя подробным описанием вкусовых качеств той или иной колбасы. Таким образом, получив из этих сигналов информацию о том, что населению колбаса А нравится больше, мясокомбинат перестраивает своё производство так, чтобы производить меньше Б и больше А.
Теперь немного усложним задачу. Пусть для колбасы А требуется больше мяса, чем для колбасы Б. Тогда мясокомбинат не может просто взять и производить А вместо Б: ему понадобится для этого больше сырья. Тогда мясокомбинат посылает сигнал поставщику: «Нам не хватает мяса» — опять же, не вдаваясь в подробности относительно того, для каких целей требуется больше мяса. Соответственно, если мясокомбинат получает достаточное количество дополнительного сырья, то проблема решена и всё встаёт на круги своя.
Предположим теперь, что к поставщику, помимо мясокомбината города Н, обратились с похожей проблемой и некоторые прочие промышленные предприятия и на всех мяса не хватает. Тогда аналогичный посылается сигнал в отраслевое управление: «нам не хватает скота и/или кормов для него». Если же и отраслевое управление не справляется, вопрос поднимается на государственном уровне. Соответственно, делаются закупки сырья из-за рубежа и, по возможности, производится внедрение более совершенной технической базы и создание новых агропромышленных комплексов.
Таким образом, возникшая проблема, так или иначе, урегулируется. Заметим, что каждый восходящий уровень организации сталкивается лишь с такими проблемами, которые не могут быть решены без их участия: в другом случае, они о проблеме даже и не знают. Более того, они и о тех вопросах, которые доходят до их сведения, оповещены ровно в той мере, в какой это требуется для того, чтобы помочь в решении проблемы.
Кроме того, система, отслеживая настроения населения в реальном времени при помощи поступающих от него сигналов, способна достаточно просто и эффективно их учитывать, перестраиваясь «по ходу дела».
Если же таковые связи отсутствуют, любая экономическая структура, даже преисполненная благих пожеланий, столкнётся с очень большими трудностями при попытке учесть интересы общества. Во-первых, не будет возможности отслеживать настроения населения в реальном времени – получится разве что собрать некую статистику потребления в некоторый период. Во-вторых, если при этом и сама экономическая структура не имеет алгедонических связей от низших элементов к высшим, то в итоге весь массив данных о потреблении придётся обрабатывать на высшем уровне организации, и, соответственно, охватывать при этом огромное число потребителей, что потребует оперировать огромным массивом данных. В результате любая мало-мальски крупная организация, построенная на директивном планировании, вынуждена оперировать достаточно грубыми моделями, размазанными по времени и являющими собой не более чем «среднюю температуру по больнице». Таким образом, капиталист попросту вынужден подгонять сам механизм спроса под свою продукцию, для чего используются реклама, маркетинг и прочие формы узаконенного мошенничества (о чём подробно говорится в нашей статьеи "Четыре модели массового потребления").
Подведём итог. Алгедонические связи являются необходимым и достаточным элементом для построения системы планирования любой мало-мальски крупной системы, опирающиеся на интересы населения. Являясь очень удобным и легко реализуемым на практике инструментом, они несомненно будут важной частью экономики будущего.
Первый вариант статьи опубликован 15.11.2017 в нашем ВК