Приветствую всех на канале «Музыка минувших лет»!
В сегодняшней статье речь пойдёт о модели гитары, которая уже обрела статус культовой. Почти все советские рок-музыканты хотя бы раз играли на ней: Борис Гребенщиков, Костя Кинчев, Виктор Цой, Александр Башлачёв...
Список можно продолжать ещё очень долго. Даже Юрий Шатунов засветился в кадре с этим волшебным инструментом в руках!
Краткая история
Ленинградскую фабрику имени А.В. Луначарского основали ещё до начала войны. В 1922 года на ней производили народные музыкальные инструменты (мандолины, балалайки, арфы). Потом наладили изготовление разнообразных моделей гитар: шестиструнные, семиструнные и двенадцатиструнные. Производство процветало.
Наибольшей популярностью в первой половине 20-го века пользовалась русская семиструнная гитара.
На фабрике Луначарского выполняли даже индивидуальные заказы. Если артисту требовался инструмент повышенного качества или с особенными деталями конструкции, он мог обратиться в экспериментальный цех.
Знаменитая 12-ти струнка в рок-среде
Несмотря на то, что на фабрике Луначарского производили великое множество музыкальных инструментов, особое признание у рок-музыкантов получила двенадцатиструнная гитара. На это есть свои причины:
- Звонкий и насыщенный звук гитары (достигается за счёт дублирования струн).
- Отличное качество сборки, долговечность.
- Доступность в музыкальных магазинах того времени.
Все эти преимущества не могли остаться незамеченными. Двенадцатиструнку использовали не только рокеры, но и барды. Например, Александр Розенбаум или Михаил Круг. В народе эту модель прозвали «Луначаркой».
Недостатки (их тоже хватает)
Хотя гитара и пользовалась популярностью, были недостатки, которые портили общее впечатление.
В первую очередь, — повышенная сложность игры.
Такой недостаток касается всех 12-ти струнных акустических гитар. Он обуславливается исключительно особенностями конструкции. Поскольку струн на такой гитаре вдове больше, усложняется зажатие баррэ. Приходится прикладывать больше усилий, чтобы звук оставался чистым.
Исполнение соло-партий тоже затрудняется из-за расположения струн. Как итог, такой инструмент лучше всего подходит для аккомпанемента.
Из-за вышеперечисленных проблем многие рокеры не ставили все 12 струн. Виктор Цой, например, не дублировал басовые струны. А Пётр Мамонов вообще удалил все дополнительные струны со своей гитары.
Второй ощутимый недостаток — цена. В музыкальных магазинах «Луначарка» оценивалась примерно в 100 рублей. Не каждый советский гражданин мог позволить себе такой инструмент. Тем не менее, стоимость была оправдана.
А что сейчас с «Луначаркой»?
Уже более 20-ти лет не существует той знаменитой фабрики имени Луначарского. В начале девяностых она была переименована в фабрику «Арфа», а в 2005 году окончательно закрылась.
Но даже сейчас, спустя столько времени, спрос на культовую модель сохраняется! Время от времени на площадках с объявлениями продают 12-ти струнные «Луначарки», и покупатели находятся всегда (даже если стоимость немного завышена). Легендарная гитара прошла проверку временем.
Благодарю вас за чтение статьи! Подписывайтесь на мой блог, комментируйте и оставляйте свою оценку. Впереди ещё много интересеного.