Долго собиралась с силами написать про турецкие фарфор и керамику. Тема трудная. Потому что мне турецкие керамические изделия (точнее назвать их полуфаянс) категорически не нравятся, а тонкостенного фарфора у них попросту нет. Или он мне не встретился. Изображать людей нельзя по мусульманским обычаям. И потому, если и ваяют что-то, получается вот такой кошмар с кукишем вместо лица.
Или вот ещё создание "Турчанка". Ну, не ужас ли: лицо перекошено, пальцы на руке не на месте.
С птицами - не лучше: вот вам сова-уродец. И при этом всё навязчиво ярко. Хотя все изделия из Кютахьи - известного центра керамики.
Ну, "Рыба", "Кошка" и "Цыплёнок" - чуть получше, хотя тоже "не фонтан". Причём все фигурки куплены не на рынке, а в фирменном магазине "Керамика Кютахьи".
Турецкая керамика начинает свою историю примерно с 12-го века. Но практичные турки особо не напрягаются с безделушками или делают их специально для нас, туристов, на продажу. Их керамика функциональна. Керамическая отделочная плитка, например. И здесь они, конечно, достигли высот мастерства. Наиболее употребляемые цвета росписи - это синий, красный, жёлтый, чёрный, зелёный и лиловый. То есть, почти вся палитра. Каждый цвет имеет своё значение: чёрный олицетворяет решение проблем, красный - богатство, зелёный - цвет ислама, пророка, синий - цвет благородства, жёлтый - защита от неудачи. И всё это неспроста! Турки верят в волшебную силу цветотерапии. Был ещё "тюльпановый" период. В Турции тюльпан ещё с 16-го века является любимым мотивом декора. Его турецкое имя "Lale" представляет собой в арабском шрифте анаграмму Аллаха, поэтому тюльпан - священный цветок. Идеал - красный тюльпан с лепестками клинообразной формы. Плитку с такими цветами, качающимися на ветру, купили и мы.
Конечно, функциональна и посуда. Здесь тоже - изобилие и разноцветье.
Собственно государство Турция берёт начало с конца 11-го века, когда в Малую Азию проникли тюркские племена. А какова же была Турция до турок? В период приблизительно с 1850-х годов до нашей эры до 1200-х годов до нашей эры на этой территории процветало Хеттское царство. И уже тогда было развито гончарное ремесло, что подтверждают археологические раскопки. Родиной загадочных хеттов считается Каппадокия. Многие, наверное, слышали про это чудо природы, а многие там побывали.
Вот там, в сердце Каппадокии и находится город гончаров Аванос на берегу реки Кызылырмак (Красная река). В этом городе стоит побывать хотя бы раз, если слова "керамика", "гончарный круг" и "глина" для вас не пустые звуки. Вот этот полуфаянс мне понравился гораздо больше - о нём и пойдёт речь. Керамика Аваноса - своеобразная и сильно отличается от керамики других турецких городов. В первую очередь цветом исходной глины - почва по берегам реки богата известняком и железом. Отсюда и терракотовый цвет самой реки. Говорят, что вода, налитая в сосуд из глины Аваноса, становится целебной. Примечательно, что технология гончарного производства здесь не менялась со времён хеттов.
Как и хетты, красный грунт и глину реки несколько лет отстаивают в специальных колодцах, пока глина не достигнет нужной густоты. Потом на гончарном круге формируют изделие. Далее обжигают по старинным рецептам. Особо ценятся полированные изделия (без глазури) с блестящей красной поверхностью, украшенные, как правило, простым хеттским геометрическим орнаментом.
Но это уж совсем по-древнему. Делают и более современным способом с глазурью. Широко применяется техника декорирования сграффито (от итальянского слова "царапать") На посуду наносится верхний слой (или несколько цветных слоёв) ангоба - глина в консистенции сметаны. Когда она немного подсохнет до состояния воска, на поверхности изделия гравируется рисунок. Таким образом, создаётся узор и выделяется текстура. Кстати, посмотрите: на красной тарелке из Аваноса при перелёте отбился кусочек ангоба (справа) и стала видна основа. Далее изделие обжигается. Затем наносится глазурь и снова - обжиг.
В гончарной мастерской Аваноса местный умелец взял в руки кувшин и постучал по нему: тот зазвенел, точно колокол, чисто и мелодично, напоминая хрустальный звон. А когда выключили свет, блюда, висящие на стене, замерцали фосфорным светом. Нам объяснили, что в глину добавляют фосфор и ещё один секретный элемент. Меня сразу обуяли смутные сомнения: а не вредно ли есть из таких тарелок. Мы сами не засветимся потом?
Но как бы то ни было: посуда и фигурки Аваноса мне приглянулись больше лупастой и аляповатой керамики остальной Турции. Тем более, что точно известно: чем ярче цвета росписи, тем вреднее посуда.
Извините меня те, кто любит турецкую керамику. Не хотела никого обидеть, но моё мнение о ней довольно низкое: и по качеству, и по оформлению.