Найти тему
Изба - Читальня

Повесть "Девчата" Б.Бедного. Чем на самом деле закончились истории Тоси, Кати, Веры, Нади и Анфисы.

Оглавление

Легендарную советскую комедию про повариху и передовика-лесоруба видели все. Но мало кто знает, что в основу сценария знаменитого фильма легла одноименная повесть Бориса Бедного.

Кадр из фильма "Девчата" 1961 г.
Кадр из фильма "Девчата" 1961 г.

По прошествии 60-ти лет первоисточник развеселой истории про девчат забылся, хотя в свое время повесть пользовалась большой популярностью и была переведена на 15 языков.

Основная сюжетная линия Тоси Кислицыной и Ильи Ковригина в фильме фактически не претерпела изменений, а все, ставшие бессмертными, кино-цитаты являются дословными цитатами из книги ( И "Хочу — халву ем, хочу — пряники." и про "падают, падают и сами собой в штабеля укладываются!" было придумано Б. Бедным). Но истории и характеры Тосиных соседок по общежитию в фильме существенно отличаются от того, что изначально написал автор.

Вера

Кадр из фильма "Девчата" 1961 г.
Кадр из фильма "Девчата" 1961 г.

Самая старшая и сознательная, уехавшая на лесоповал от мужа-изменника героиня фильма, казалось бы, не сильно отличается от своего книжного прототипа. Автор добавляет веса авторитету мам-Веры в повести, размещая ее портрет в клубе рядом с портретом Ковригина. Героиня-заочница тоже сжигает письма от нерадивого супруга, но в отличии от фильма, в книге не описан момент, когда она все-таки отказывается от своих пиротехнических наклонностей. Вера сомневается с очередным конвертом в руке, но в комнату входит уже обиженная и проспоренная Тося, подруги договариваются "не прощать иродов" и Вера отправляет письмо в печь. После автор описывает сцену, где Вера очень ждет почту, но по книге остается неясным: то ли у них с мужем завязалась переписка, то ли наоборот, муж отчаялся дождаться ответа и перестал ей писать.

Катя

Кадр из фильма "Девчата" 1961 г.
Кадр из фильма "Девчата" 1961 г.

Очаровательная, милая и влюбленная в гармониста Сашку Катерина в фильме всегда приходит на помощь молодой и неопытной Тосе. У зрителя складывается исключительно положительное впечатление о девушке как о верной и преданной подруге. В книге поведение Кати получает совсем другой подтекст.

"Откровенно говоря, Кате больше нравилось, когда с Тосей случалась какая-нибудь беда и ее можно было учить уму-разуму и чувствовать над ней свое превосходство. А вот такая, вознесшаяся выше всех девчат в поселке, она даже неприятна была Кате, как наглядное свидетельство того, что можно жить совсем по-другому, чем собиралась прожить свой век Катя."

Недалекая рукодельница, родившаяся и выросшая в поселке, ничего кроме этого поселка не видевшая, Катя самоутверждается за счет несмышлёной и наивной Тоси.

Надя

Кадр из фильма "Девчата" 1961 г.
Кадр из фильма "Девчата" 1961 г.

В фильме Надежду показывают девицей под тридцать с плешивеньким, но рукастым женихом Ксан Ксанычем, честно дожидающейся очереди на отдельное жилье. Спокойная, скромная, даже несколько отрешенная героиня всегда остается немного в стороне от бурных событий в поселковой жизни. В фильме намекают, что Надя сомневается в своем выборе спутника жизни, но в итоге они получают долгожданный ордер на квартиру и на этом их история заканчивается.

  • Подробнее про Ксан Ксаныча и других мужских героев повести читайте тут.

В повести образ Надежды прорисован куда тщательнее.

"По общему мнению всех ее подруг и знакомых парней, Надя была некрасива.... В свои 27 Надя уже свыклась с выпавшей на ее долю участью, стала молчаливой и замкнутой. Кажется, она примирилась с судьбой и даже выбрала жениха под стать себе."

И еще один немаловажная деталь: в повести Надя беспартийная. Наверно поэтому советский писатель Бедный отказывает своей героине в праве на семейное счастье.

Надежда уже собирает вещи для переезда в новую квартиру, когда все-таки передумывает выходить за Ксан Ксаныча. Не последнюю роль в этом решении играет вездесущая Тося. Надя ровняет невзрачную "кнопку" по себе, справедливо, как ей кажется, считая, что такую некрасивую Кислицыну и полюбить то не за что. И вдруг в повариху влюбляется первый парень на деревне Илья. Надежда понимает, что не может выйти замуж за удобного и надёжного, но нелюбимого Ксан Ксаныча.

Анфиса

Кадр из фильма "Девчата" 1961 г.
Кадр из фильма "Девчата" 1961 г.

Больше всего от автора досталось роковой красавице Анфисе. По фильму она ведет легкомысленный образ жизни, меняет кавалеров, высокомерная и в целом неприятная личность, но в итоге встает на путь исправления и отказывается ходить на бесполезные и бесперспективные свидания, решая дождаться "того единственного".

Как далеко она заходит в своей легкомысленности советский мосфильм не уточняет. А вот по книге распущенность Анфисы обозначена предельно ясно: она делала аборт и больше не может иметь детей. Морально неустойчивый элемент в лице красавицы жестоко расплачивается за ошибки прошлого. Когда в поселок приезжает "новое начальство, которого все боятся" (помните, в шляпе?), Анфиса влюбляется в Дементьева (фамилия начальства), и это у них взаимно. Но Анфису быстро рассекречивают в глазах честного и порядочного влюблённого Дементьева. И хотя спустя какое-то время он готов смириться с распутным прошлым Анфисы, предлагает ей жениться, уехать из поселка и начать с нуля, Анфиса, понимая, что не сможет подарить ему наследников, сбегает в неизвестном направлении. В советском союзе секса не было, и автор просто удаляет выпадающий из этой парадигмы элемент.

Кадр из фильма "Девчата" 1961 г.
Кадр из фильма "Девчата" 1961 г.

Вот как на самом деле выглядит история советского "Секса в большом городе". Несмотря на то, что эта статья представляет из себя один большой #спойлер я настоятельно рекомендую повесть "Девчата" Б. Бедного к прочтению. Да, она наивная и насквозь пропитана идеологией советской эпохи, но поверьте - Вы не пожалеете!