Василий Григорьевич Перов. Наверное, один из самых печальных русских художников. Один из тех, кто талантливо и без прикрас показал тяжёлую жизнь народа, придавленного нищетой, несчастьями, житейскими невзгодами, несправедливыми общественными порядками. От него ли ждать рецептов счастья? Скорее это певец печали народной. Художник, которому отдают должное, но стараются держаться немного в стороне. В том числе, возможно, и из-за подсознательного суеверия, мыслей о том, что несчастье, оно может быть заразным, «прилипнет».
Вспоминайте самые знаменитые картины Перова: Возвращение крестьян с похорон зимою, Гитарист-бобыль, Монастырская трапеза, Последний кабак у заставы, Проводы покойника, Сельский крестный ход на Пасхе, Спящие дети, Старики-родители на могиле сына, Сцена на могиле, Тройка, Утопленница, Чаепитие в Мытищах. А также всевозможные странники, странницы, нищие, блаженные…
И всё-таки, наряду с правдивым изображением русского горя, у Василия Перова есть чему поучиться тем, кто ищет рецептов счастья, ибо создал он, помимо всего прочего, и целую галерею образов счастливых людей. Мы как-то привыкли проходить мимо них. Во-первых, в силу сложившихся стереотипов. Перов, мол, художник печальный. Этакий «Пьеро» русской живописи. Во-вторых, и это отчасти правильно, Василий Григорьевич художник больше «социальный», общественный. А счастье и общественная жизнь — это всё-таки хоть и пересекающиеся, но далеко не всегда совпадающие явление. И наконец, в-третьих, даже там, где элементы печали и социальной несправедливости отсутствуют совсем, вступает в действие определённый защитный механизм. Я называю его «эффектом банальности». Ну что нового могут сказать нам произведения, которые мы хорошо знаем ещё с детского сада? Вроде бы, даже, как и стыдно взрослому человеку подолгу возле них задерживаться без детей. Об этом тоже поговорим в своё время.
А теперь, отложим все предубеждения в сторону, и смотрим рецепты счастья от Василия Перова.
Человек, живущий посреди природы, нашедший своё призвание в увлеченном исследовании растений. Обратите внимание на свежий, жизненный колорит картины. Чувствуется, что Перов работал за стенами мастерской
Лицо, конечно, не самое одухотворённое. Но зато этот персонаж явно доволен жизнью. Он наслаждается солнцем, летом (или поздней весной), ветерком, своими любимцами
Неужели вы не видите абсолютно счастливого человека?
Рецепт счастья «по-перовски» - это свобода, пусть ненадолго, в короткий промежуток отдыха, любимое дело (а кто сказал, что оно обязательно должно быть важным?), пребывание на природе (и то, не всегда, но в большинстве случаев) и общение с миром животных и растений. Да, здесь тоже нет идиллии, но, по сравнению с порядками, существующими в мире людей…
Вот эта картина тоже об этом, хотя она и содержит уже некую двусмысленность.
Птиц ловят, сажают в клетки и продают. Но сам процесс нахождения в лесу, на природе, среди птичьего пения. Это ли не счастье? Посмотрите на увлечённые глаза старика. Неужели он думает только о выручке в завтрашний базарный день? Нет, такие обычно и спускают сразу всю выручку в кабаке, а ловля птиц требует изрядной ловкости и реакции. Алкоголику на такой «должности» долго не продержаться. Видите, такое простое занятие, как ловля птиц в лесу, оно не только хорошим настроением обеспечивает, но и от извечных русских проблем защищает.
Но, как я уже сказал, вовсе не обязательно даже из дома выходить.
Сатира? Не думаю. По-моему, ещё один образ, если уж не совсем счастливого, то, по крайней мере довольного человека.
И, наконец, мы дошли до «эффекта банальности». Вы уверены в том, что хорошо знаете всем известное произведение?
Мы привыкли говорить о том, как правдиво и достоверно изображены здесь охотничьи байки. Но разве это главное? Приглядитесь. Здесь три абсолютно счастливых человека. Они настолько увлечены, рады, довольны тем, что происходит. Ни тени грусти, ни намёка на печаль. Несмотря на довольно скудный колорит, сложно найти произведение более оптимистичное. В следующий раз, когда будете в Третьяковской галерее, не стесняйтесь, постойте подольше у «Охотников», даже если вы без детей. Уж если в суеверном сознании «несчастьем» можно заразиться, то вот этим вот оптимизмом и радостью жизни и подавно. Ой зря у нас списали эту картину в разряд «детсадовских».
Охота ведь в те времена - это способ поднятия жизненного тонуса. Конечно, сейчас наше отношение к охоте изменилось. Но мы говорим о том, что было. Неспроста охота долгое время была привилегией всяких там аристократишек «по праву рождения» и простолюдины до неё вовсе не допускались. Это та же природа, свежий воздух, ветер, животный мир (да, пусть таким странным образом), отдых от душных и давящих «общественных отношений», от того мира, который описан у «печального» Перова. Недаром ведь великий знаток жизни, художник Перов, оставил нам ещё и портреты двух самых знаменитых охотников эпохи.
Так что, ищите счастье. Иногда оно не так и далеко. В полях, на крыше у голубятни, у речки, да мало ли где.