Музыкальный талант Владимира Высоцкого, его успехи в театре и кино всегда привлекали журналистов разных стран. Но Советское телевидение никогда не баловало артиста вниманием. В первую очередь, это связано со строжайшей цензурой и неофициальным статусом Высоцкого.
Он мог ездить за границу, выступать с концертами на стадионах и дворцах спорта, но с появлением на телеэкранах всё обстояло гораздо сложнее.
При жизни выступления Владимира Высоцкого ни разу не демонстрировались на центральном телевидении. Даже знаменитая запись в «Останкино» 1980 года долгое время лежала на полке.
Иногда Высоцкого снимали на региональном ТВ, но его выступления в эфир не попадали. Обычно плёнку уничтожали по приказу сверху, или она «терялась» в архиве. По этим причинам бесследно утрачено много уникальных записей, которые могли бы радовать поклонников творчества Высоцкого в наши дни.
Например, очень показательна история со съёмками в Ленинграде. В Ленинградской телестудии Владимир Семёнович записывался в 1974 году. Несмотря на то, что он исполнил всего лишь три песни, был виден энтузиазм, с которым Высоцкий выступал. Он хотел порадовать телезрителей своими песнями, наполнить каждый дом атмосферой дружбы и доверия...
Доподлинно неизвестно, вышла ли передача с участием Высоцкого в эфир, но плёнка была утеряна. Только чудом сохранился небольшой фрагмент песни «Диалог у телевизора».
Гастроли в Грозном
Удивительно, но в первозданном виде сохранилась запись выступления Владимира Высоцкого в передаче «Телевизионная гостиная» (в 70-ых эта программа транслировалась на телевидении Грозного).
Изначально Высоцкий приезжал в Грозный на гастроли. За несколько дней ему нужно было отыграть 12 концертов!
Сумасшедший график артиста не смущал, он принял предложение местных телевизионщиков, которые очень хотели запечатлеть Высоцкого в своей программе. Съёмки проходили в начале октября 1978 года.
Выступление получилось своеобразной «рекламой» театра на Таганке. Высоцкий спел несколько песен из спектаклей, в которых он принимал участие, и рассказал о своей работе в театре.
Он не чувствовал себя уставшим, скорее наоборот, боевой настрой Высоцкого передался съёмочной команде, которая находилась вместе с ним в студии. Владимир часто шутил, чувствовалась непринуждённая обстановка. Запись получилась более чем удачной.
Но не всё было так гладко...
Когда до выхода передачи в эфир оставалось совсем немного времени, поступило указание сверху «размагнитить видеорулон». В эфир материал с Высоцким не вышел, но плёнку удалось сохранить. Работники телевидения осознавали ценность отснятых кадров и не стали выполнять указание.
Благодаря их стараниям мы можем посмотреть выступление в полном объёме.
Пятигорская съёмка (самая ценная)
В 1979 году Владимир Семёнович посетил Пятигорск. Он гостил у семьи Тумановых, своих давних московских друзей.
В то время Римма Туманова входила в состав директоров пятигорского телевидения, с её помощью удалось пригласить Высоцкого на съёмку программы «Семь» (молодёжная музыкальна телепередача).
Артист беседовал с журналистом Валерием Перевозчиковым, отвечал на совершенно разные вопросы. О жизни, творчестве, своей личности и.т.д.
Перевозчиков запомнил эту встречу на всю жизнь.
Ценна эта съёмка тем, что осуществлялась на передовом, для тех лет, оборудовании. Изображение было цветным и чётким, звук записывался с качественного микрофона. Но, как вы уже догадались, в эфир запись не попала...
Выпуск с Высоцким руководство запрещало пускать в эфир. Кассета лежала без дела, и на время о ней забыли.
Спохватились слишком поздно. Когда содержимое кассеты начали проверять (уже после смерти Высоцкого), выяснилось, что она была перезаписана. На кассете находился сюжет об ударнике соцтруда.
Уцелели только последние 7 минут записи, на них были завершающие песни Высоцкого: «Парус», «Почему аборигены съели кука» и отрывок песни «Дорогая передача». Зато аудиодорожка сохранилась полностью, вместе с интервью.
А что в итоге?
Основная часть уцелевшего видеоматериала с Владимиром Высоцким — съёмки зарубежных телекомпаний.
На экранах Советского Союза Высоцкий мог появиться только в кино. Он прекрасно понимал всю сложность ситуации, но никогда не отчаивался. Телевидение для него было закрыто, стихи не печатали, но Высоцкий продолжал творить снова и снова, стараясь прорваться на экраны к зрителям. Он был поистине грандиозной личностью.
Спасибо за то, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на канал «Музыка минувших лет», оценивайте статьи. Любой отклик аудитории для меня важен, даже самый незначительный.