Найти тему
diletant.media

Что Билибин оставил после себя?

Именитые художники потешались над Иваном Билибиным: как можно заковать свой талант в цепи книжных иллюстраций? И все же признавали: сказочный мир удавался ему необыкновенно.

В начале творческого пути иллюстратору приходилось выслушивать немало обвинений. Критики упрекали его в схематичности и холодности, билибинских персонажей называли неживыми. Говорили, что у художника «железная рука». В науках его привлекала стройность, лаконичность; юноше легко давалась учеба на юридическом факультете. Во время учебы в Петербургском университете он познакомился с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым. Компания сложилась превеселая.

Иван Билибин. Источник: pinterest.com
Иван Билибин. Источник: pinterest.com

Специализацией Билибина было римское право, однако куда больше его интересовали законы и искусство Древней Руси. И в этом Иван Яковлевич не был одинок. Интерес к древнерусскому наследию во второй половине XIX столетия приобрел характер эпидемии.

В конце 1890-х молодой художник создавал свои первые сказочные сюжеты. Он тщательно прорабатывал каждую деталь, стремясь к правдоподобию. Если Иван изображал избу, значит, это была именно та изба, в которой взаправду жили крестьяне — с резным фасадом, кровельным декором и кружевным узором на крыльце.

Иллюстрация к сказке об Иване-царевиче, Жар-Птице и Сером Волке. Источник: pinterest.com
Иллюстрация к сказке об Иване-царевиче, Жар-Птице и Сером Волке. Источник: pinterest.com

Для документальной верности художнику требовалось огромное количество этнографического материала. Он получил его во время своих путешествий. По поручению Русского музея Билибин кочевал по деревням, собирая коллекцию предметов крестьянского быта. В поездаках иллюстратор не расставался с бумагой и карандашом. В Петербург вернулся с богатым «уловом»: сундуками, посудой, рушниками, платками и сарафанами.

Иван Яковлевич высоко ценил живопись XVII столетия. Этот период он называл «очаровательным, сказочным временем в отношении народного художественного творчества». Постепенно сложился характерный стиль иллюстратора: обрамление фигур темными линиями, использование ритмичных орнаментов, затейливое оформление букв.

Иллюстрация Билибина. Источник: pinterest.com

Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Источник: pinterest.com
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Источник: pinterest.com

Еще одним жанром Билибина, хоть и менее любимым, стала карикатура. Он неоднократно говорил, что художник должен находиться вне политического процесса. Но после «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года все-таки не устоял и опубликовал в сатирическом журнале «Жупел» карикатуру: преглупого вида осел в окружении пышной царской атрибутики. Вышло всего три номера журнала, после чего редакцию закрыли. Ивана Яковлевича арестовали, правда, ненадолго.

После Октябрьской революции Билибин уехал в Крым, где продолжал трудиться над эскизами. Кроме того, он рисовал плакаты для ОСВАГа — пропагандистского органа белой армии.

Плакат для ОСВАГа. Источник: pinterest.com
Плакат для ОСВАГа. Источник: pinterest.com

В 1920 году художник эвакуировался в Египет. В Каире он прожил пять лет. Поначалу денег не было совсем, и браться приходилось за любую работу — так, в первые месяцы Билибин работал над рекламой для сигарет. Позже посыпались заказы. Обстановка располагала к творчеству — всюду мусульманская старина.

Из Египта Иван Яковлевич уехал в Париж. Здесь работал над декорациями к оперным постановкам. Так, Билибин придумал оформление к балету Стравинского «Жар-птица». Балет был создан по заказу Дягилева для его «русских сезонов».

Эскиз костюма князя Владимира к опере А. Бородина «Князь Игорь». Источник: pinterest.com
Эскиз костюма князя Владимира к опере А. Бородина «Князь Игорь». Источник: pinterest.com

В начале 1930-х Иван Яковлевич не раз говорил приятелям о своем желании вернуться на родину — парижский блеск был ему не по духу. В 1935-м получил гражданство СССР и в следующем году переехал в Ленинград.

Подробнее