Найти тему
Математика до школы

Как долго он будет считать с помощью наглядности

Оглавление

Ему уже скоро в школу, а он все использует счетный материал или пальцы для счета! Чтобы разобраться в причинах, нужно прежде понять механизм счета в дошкольном возрасте, и чем он отличается от счета у взрослых.

Обладая абстрактным мышление, взрослый способен считать в уме, и ему не нужно представлять какую-либо наглядность, счет происходит как бы автоматически. У ребенка все иначе. Ведь у него только в пятилетнем возрасте начинает постепенно формироваться абстрактное мышление. Причем, это формирование продлится аж до подросткового возраста! Ну, а пока у дошкольника преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому ему для счета необходим наглядный материал. Какие же этапы должен пройти этот навык, чтобы от наглядного счета перейти в устную форму.

Иллюстрация из книги автора
Иллюстрация из книги автора

Механизм счета у дошкольника

Навык счета происходит в четыре этапа.

Первый этап: осознание принципа счета. Что это значит? Вы диктуете, например, 3+4, ребенок откладывает три бусины, добавляет четыре, все пересчитывает и делает открытие – это «семь»! Для этого ребенок, конечно, должен уметь пересчитывать и понимать, что такое 3 и 4 с количественной точки зрения. Как только вы видите, что ребенок все эти действия может выполнить самостоятельно – первый этап закончен.

Начинается второй этап: «накопительный». Теперь ребенок должен многократно убедится в разных ситуациях, что к 3 прибавить 4, это всегда 7. Кстати, что к 4 прибавить 3, тоже 7, совсем для него неочевидно!

После накопительного этапа, наступает третий этап: «переходный» - происходит «перекладывание» накопленной информации в память. Ребенок, неожиданно для себя, начинает замечать, что ему память начинает выдавать результат счета сразу. И он понимает, что «сразу дать ответ» намного быстрее и проще, чем долго пересчитывать счетный материал. Ему еще потребуется некоторое время, чтобы «отточить» навык, и он будет еще перепроверять себя с помощью наглядности, но все реже и реже.

Наконец, наступает заключительный этап – ребенок считает устно!

В чем проблема?

Если западает первый этап , то ребенок просто еще не готов к счету, он не понимает, что такое число и не умеет пересчитывать. Значит нужно заняться пока этими навыками.

Но если ребенок понял принцип счета и хорошо считает на наглядной основе, почему он не переходит от второго этапа к третьему? Так как второй этап «накопительный», то он и самый длительный. А из-за того, что дети развиваются неравномерно, то и время для накопления информации у каждого ребенка свое. Но, если с ребенком занимаются урывками, или «ему скоро в школу, а только начали», то и результата ждать не приходится. Еще важная ошибка многих молодых родителей. С ребенком усиленно занимались, и он даже начал устно считать, а затем три месяца перед школой «отдыхали», и как результат – в школе опять считаем с наглядностью.

Есть и другая причина, по которой второй этап «затягивается». Это незрелость головного мозга у детей с различными проблемами, например, если ребенок логопедический, то накопительный этап у него будет происходить дольше. У такого ребенка будут проявляться проблемы не только со счетом, но и в других областях. Здесь нужно просто набраться терпения и не торопить ребенка, так как «перепрыгнуть» этот важный этап все равно не получится. Скорее всего, и в школе ему еще будет нужна наглядность! И нельзя такого ребенка за это ругать! Со временем, он догонит своих сверстников, ему лишь надо дать время "созреть", а пока лучше предупредить учителя, чтобы он не травмировал его своими требованиями.

Но существует еще и третья категория детей, которые застряли на третьем этапе и никак не перейдут к четвертому . Но проблема их не физиологическая, а психологическая. Так иногда происходит, если взрослый слишком озабочен результатом счета. Например, ребенок считает на пальцах, и не переходит к устному счету, хотя уже и мог бы. Взрослый думает, что проблема в пальцах, то есть «у него вредная привычка». И начинает запрещать считать на пальцах, что приводит еще большему стрессу. Но пальцы здесь вообще ни при чем! Виноват сам взрослый, который своими страхами и неоправданными ожиданиями поставил перед ребенком психологический «барьер». В результате ребенок просто боится «огорчить» взрослого. Поэтому перестраховываясь, все снова и снова пересчитывает, используя наглядность. Выход здесь только один: «ослабить поводок», например, не заострять на проблеме внимания, или вообще доверить обучение счету менее озабоченному родителю.

И еще важный вопрос: какой счетный материал выбрать?

Кто-то выбирает счетные палочки или фишки, кто-то использует счеты или другие приспособления, но самый оптимальный вариант – это собственные пальцы ! Как мы уже говорили, ребенок не может «привыкнуть" к пальцам, если у него нет проблемы в виде «психологического» барьера, который может создать только взрослый . Зато, использование пальцев несет много преимуществ. «Пальцы всегда с собой» – значит можно больше практиковаться и на прогулке, и в магазине. Работая с любым другим счетным материалом у ребенка задействованы всего 2-3 пальца правой руки. А вот считая на пальцах, необходимо отгибать или загибать пальцы на двух руках. Это значит, что помимо зрения и слуха, подключается моторика кистей обеих рук , что способствует лучшему восприятию информации. В результате, «накопительный» период пройдет намного быстрее, чем при использовании любого другого счетного материала!

Но это еще не все! Так как у каждого ребенка длительность накопительного периода очень индивидуальна, то одному ребенку все еще нужна наглядность, а другой уже «щелкает» примеры устно. Поэтому взрослые часто начинают нервничать и запрещают пользоваться наглядностью раньше, чем ребенок "дозрел", и этим только усугубляют ситуацию. Когда же ребенку разрешают считать на пальцах, он сам «почувствует», нужна ли ему все еще наглядность – пальцы, или уже пора перейти к устному счету. То есть нет лишнего стресса, и все происходит согласно физиологии ребенка.

Итак, если ребенок умеет считать на наглядной основе, но никак не начинает считать устно, на это есть всего три причины: педагогическая запущенность (здесь, конечно, имеется в виду не общая запущенность, а именно тренировка счета), незрелость головного мозга или психологический барьер. Как видим, все эти проблемы решаемы, если подойти к ним с пониманием! Нужно просто дать ребенку считать с помощью наглядности, а лучше с помощью пальцев, ровно столько, сколько ему необходимо для «накопительного» периода.

«Накопительный» период пройдет намного быстрее, если считать на пальцах!
«Накопительный» период пройдет намного быстрее, если считать на пальцах!

Желаю удачи! Ставьте лайки, если статья была полезна!