Ему уже скоро в школу, а он все использует счетный материал или пальцы для счета! Чтобы разобраться в причинах, нужно прежде понять механизм счета в дошкольном возрасте, и чем он отличается от счета у взрослых.
Обладая абстрактным мышление, взрослый способен считать в уме, и ему не нужно представлять какую-либо наглядность, счет происходит как бы автоматически. У ребенка все иначе. Ведь у него только в пятилетнем возрасте начинает постепенно формироваться абстрактное мышление. Причем, это формирование продлится аж до подросткового возраста! Ну, а пока у дошкольника преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому ему для счета необходим наглядный материал. Какие же этапы должен пройти этот навык, чтобы от наглядного счета перейти в устную форму.
Механизм счета у дошкольника
Навык счета происходит в четыре этапа.
Первый этап: осознание принципа счета. Что это значит? Вы диктуете, например, 3+4, ребенок откладывает три бусины, добавляет четыре, все пересчитывает и делает открытие – это «семь»! Для этого ребенок, конечно, должен уметь пересчитывать и понимать, что такое 3 и 4 с количественной точки зрения. Как только вы видите, что ребенок все эти действия может выполнить самостоятельно – первый этап закончен.
Начинается второй этап: «накопительный». Теперь ребенок должен многократно убедится в разных ситуациях, что к 3 прибавить 4, это всегда 7. Кстати, что к 4 прибавить 3, тоже 7, совсем для него неочевидно!
После накопительного этапа, наступает третий этап: «переходный» - происходит «перекладывание» накопленной информации в память. Ребенок, неожиданно для себя, начинает замечать, что ему память начинает выдавать результат счета сразу. И он понимает, что «сразу дать ответ» намного быстрее и проще, чем долго пересчитывать счетный материал. Ему еще потребуется некоторое время, чтобы «отточить» навык, и он будет еще перепроверять себя с помощью наглядности, но все реже и реже.
Наконец, наступает заключительный этап – ребенок считает устно!
В чем проблема?
Если западает первый этап , то ребенок просто еще не готов к счету, он не понимает, что такое число и не умеет пересчитывать. Значит нужно заняться пока этими навыками.
Но если ребенок понял принцип счета и хорошо считает на наглядной основе, почему он не переходит от второго этапа к третьему? Так как второй этап «накопительный», то он и самый длительный. А из-за того, что дети развиваются неравномерно, то и время для накопления информации у каждого ребенка свое. Но, если с ребенком занимаются урывками, или «ему скоро в школу, а только начали», то и результата ждать не приходится. Еще важная ошибка многих молодых родителей. С ребенком усиленно занимались, и он даже начал устно считать, а затем три месяца перед школой «отдыхали», и как результат – в школе опять считаем с наглядностью.
Есть и другая причина, по которой второй этап «затягивается». Это незрелость головного мозга у детей с различными проблемами, например, если ребенок логопедический, то накопительный этап у него будет происходить дольше. У такого ребенка будут проявляться проблемы не только со счетом, но и в других областях. Здесь нужно просто набраться терпения и не торопить ребенка, так как «перепрыгнуть» этот важный этап все равно не получится. Скорее всего, и в школе ему еще будет нужна наглядность! И нельзя такого ребенка за это ругать! Со временем, он догонит своих сверстников, ему лишь надо дать время "созреть", а пока лучше предупредить учителя, чтобы он не травмировал его своими требованиями.
Но существует еще и третья категория детей, которые застряли на третьем этапе и никак не перейдут к четвертому . Но проблема их не физиологическая, а психологическая. Так иногда происходит, если взрослый слишком озабочен результатом счета. Например, ребенок считает на пальцах, и не переходит к устному счету, хотя уже и мог бы. Взрослый думает, что проблема в пальцах, то есть «у него вредная привычка». И начинает запрещать считать на пальцах, что приводит еще большему стрессу. Но пальцы здесь вообще ни при чем! Виноват сам взрослый, который своими страхами и неоправданными ожиданиями поставил перед ребенком психологический «барьер». В результате ребенок просто боится «огорчить» взрослого. Поэтому перестраховываясь, все снова и снова пересчитывает, используя наглядность. Выход здесь только один: «ослабить поводок», например, не заострять на проблеме внимания, или вообще доверить обучение счету менее озабоченному родителю.
И еще важный вопрос: какой счетный материал выбрать?
Кто-то выбирает счетные палочки или фишки, кто-то использует счеты или другие приспособления, но самый оптимальный вариант – это собственные пальцы ! Как мы уже говорили, ребенок не может «привыкнуть" к пальцам, если у него нет проблемы в виде «психологического» барьера, который может создать только взрослый . Зато, использование пальцев несет много преимуществ. «Пальцы всегда с собой» – значит можно больше практиковаться и на прогулке, и в магазине. Работая с любым другим счетным материалом у ребенка задействованы всего 2-3 пальца правой руки. А вот считая на пальцах, необходимо отгибать или загибать пальцы на двух руках. Это значит, что помимо зрения и слуха, подключается моторика кистей обеих рук , что способствует лучшему восприятию информации. В результате, «накопительный» период пройдет намного быстрее, чем при использовании любого другого счетного материала!
Но это еще не все! Так как у каждого ребенка длительность накопительного периода очень индивидуальна, то одному ребенку все еще нужна наглядность, а другой уже «щелкает» примеры устно. Поэтому взрослые часто начинают нервничать и запрещают пользоваться наглядностью раньше, чем ребенок "дозрел", и этим только усугубляют ситуацию. Когда же ребенку разрешают считать на пальцах, он сам «почувствует», нужна ли ему все еще наглядность – пальцы, или уже пора перейти к устному счету. То есть нет лишнего стресса, и все происходит согласно физиологии ребенка.
Итак, если ребенок умеет считать на наглядной основе, но никак не начинает считать устно, на это есть всего три причины: педагогическая запущенность (здесь, конечно, имеется в виду не общая запущенность, а именно тренировка счета), незрелость головного мозга или психологический барьер. Как видим, все эти проблемы решаемы, если подойти к ним с пониманием! Нужно просто дать ребенку считать с помощью наглядности, а лучше с помощью пальцев, ровно столько, сколько ему необходимо для «накопительного» периода.
Желаю удачи! Ставьте лайки, если статья была полезна!