Найти тему
Жизнь с детьми

"ДУША" - один из самых глобально-философских анимационных фильмов.

Оглавление

23 февраля 2021 г. мы со старшим сыном Матвеем сходили на анимационный фильм "Душа". Матвею 8 лет и мультфильм его совсем не зацепил. Хотя по указанным возрастным ограничениям он рассчитан на его возраст и старше. Но я бы не стала показывать эту картину детям младше 15 лет. Ибо им пока будет сложно понять такую глобальную проблему человечества как поиск своего предназначения и смысла жизни вообще.

В своей статье я не буду рассказывать содержание мультфильма, чтобы не лишать тех, кто его не смотрел, возможности увидеть все своими глазами. Я лишь расскажу об основной идее картины, как я ее поняла, а также о том, почему этот, не побоюсь слова, киношедевр должен посмотреть каждый. Саму идею мы оставим на десерт, а для начала поговорим о том, почему этот кинопроект обязательно войдет в элиту анимационной мультипликации.

Общие сведения о мультфильме:

Год производства: 2020 г.

Страна: США

Жанр: семейный анимационный фильм, фэнтези,

Режиссеры: Пит Доктер, Кем Пауэрс

Сценаристы: Пит Доктер, Кем Пауэрс, Майк Джонсон

Продюсер: Дана Мюррей.

Художники: Стив Пилчер, Пауль Абадилья, Берт Берри.

Джазовые композиции и аранжировки: Джон Батист

Основной саундтрек - Трент Резнор и Аттикус Росс («Социальная сеть») из группы Nine Inch Nails

Время: 106 минут.

Рейтинг на КиноПоиске : 8,3.

Первый фильм киностудии Pixar с персонажем-афроамериканцем в качестве главного героя.

О создателях мультфильма "Душа".

Любой фильм - это результат работы целой команды. И от того, кто входит в ее состав, зависит качество конечного продукта. Состав создателей мультфильма "Душа" поистине душевно-звездный. Я не буду рассказывать обо всех создателях картины. Остановлюсь только на самых ярких участниках проекта, о которых просто нельзя не рассказать широкой общественности.

О режиссере картины Пите Докторе.

Анимационный фильм "Душа" снимали два режиссера - Пит Доктер и Кэмп Пауэрс.

Пит Доктер
Пит Доктер

Пит Доктер (1968 г.) - это американский режиссер, сценарист, продюсер, мультипликатор и актер озвучивания, неоднократный обладатель премии "Оскар". Он, можно сказать, всю свою жизнь посвятил анимации. И не просто анимации, а анимации со знаком Pixar. В этой компании он начал работать с 1990 г. , когда ему был 21 год. В 2018 году Доктер получил место креативного директора Pixar. Но, несмотря на руководящую должность, он принимал активное участие в разработке мультфильма «Душа». Сам себя он называет «малыш из Миннесоты, который любит рисовать мультфильмы». За годы работы в Pixar он приложил руку к созданию многих известных нам мультфильмов. В его фильмографии следующие картины:

  • 1995 — «История игрушек»
  • 1999 — «История игрушек 2»
  • 2001 — «Корпорация монстров»
  • 2008 — «ВАЛЛ-И»
  • 2009 — «Вверх»
  • 2015 — «Головоломка»
  • 2020 — «Душа».

Доктер несколько раз номинировался на премию "Оскар" и два раза побеждал в категории "Лучший анимационный фильм" - в 2010 г. за картину "Вверх", в 2016 г. за картину "Головоломка". Поэтому человек снявший вышеуказанные шедевры, просто не мог создать некачественный мультфильм.

Что интересно, идею картины режиссер вынашивал 23 года. Толчком к ее появлению стало рождение сына Ника. До этого момента Доктер считал, что личные качества развиваются через взаимодействие с другими людьми. Однако на примере сына, который сразу стал проявлять свой характер, он понял, что мы все рождаемся уже с каким-то определенным набором черт. Наблюдая за развитием маленькой личности, Доктэр все больше задумывался о становлении человеческой души и сущности бытия.

"Мне всегда казалось, что человек развивается постепенно, взаимодействуя с окружающим миром, но в то же время было очевидно, что все мы рождаемся с особенным, уникальным ощущением самих себя. В нашей истории каждый человек рождается с душой. Но эти души не возникают из ниоткуда неподготовленными, они тренируются, приобретая характер и свои личные интересы» (Пит Доктэр)

О джазовом консультанте Джонатане Батисте

Основа мультфильма - это джаз. Именно в джазе главный герой Джо Гарднер видит мечту и смысл существования: Музыка – вот истинная причина, что позволяет обрести настоящего себя».

И при просмотре фильма понимаешь, сколь серьезная работа была проделана над тем, чтобы аудиально и визуально передать волшебную магию джаза для зрителей всех уровней музыкального восприятия, сохранив при этом его сложную многогранную красоту.

Создатели не могли выбрать лучшего консультанта, чем Джонатан Батист.

-3

Джонатан Майкл Батист (родился 11 ноября 1986 г.) - американский мультиинструменталист, музыкальный продюсер, руководитель оркестра, телеведущий, актер, педагог. Он записывался и выступал с артистами в различных музыкальных жанрах (Стиви Уандер , Принс , Уилли Нельсон , Ленни Кравиц , Эд Ширан и Мавис Стейплс ), выпустил свои собственные записи и выступил более чем в 40 странах. Батист регулярно гастролирует со своей группой Stay Human и является музыкальным руководителем The Late Show with Stephen Colbert , The Atlantic, креативным директором Национального музея джаза в Гарлеме, занимает должность музыкального директора в издательстве «The Atlantic».

Природная джазовость Батиста стала основой всего мультфильма, как в музыкальном, так и в эмоциональном плане. Не зря зритель неоднократно слышит слово "джаз" в непривычном словесном обороте - "джазую", "джазовать". И под этим понимается не музыкальное действие, а та жизненная импровизация, которая и составляет основу джаза. Один из главных героев - душа № 22, попадая на Землю, не живет, она джазует, растворяясь в незнакомой жизни и получая удовольствие от всего, что видит вокруг. И жизнь волшебным образом становится удивительно воздушной и эмоционально наполненной.

Но чтобы зрители смогли не только услышать, но и увидеть магию джаза, художниками-мультипликаторами была проделана огромная работа по созданию внешнего образа музыки. Создателями изучалось огромное количество джазовых видеозаписей для понимания сути музыкальной игры, которая рассматривалась до мельчайших деталей. Не зря зрителям показывается игра музыкантов словно под микроскопом: плывущие по клавишам словно по волнам руки пианиста Джо Гарднера, лицо Доротеи Уильямс, когда она играет на саксофоне, с раздутыми от напряжения щеками, каплями пота, стекающими по вискам. Все напряжение и невесомость джаза была передана в нескольких кадрах.

О реалистичности истории картины

Реальность рождает реальность. Большинство из нас всегда с особым интересом относятся к произведениям, основанным на реальных событиях. Потому что они всегда живые, наполненные человеческими лицами и судьбами, которые делают картину настоящей.

И у главного героя Джо Гарднера есть реальный прототип - школьный учитель музыки Питер Арчер, который в июне 2020-го ушел на пенсию после 34 лет работы в одной из школ Нью-Йорка. Режиссеры мультфильма не только вдохновлялись Питером при создании Джо Гарднера, но и попытались показать класс, в котором работал Арчер. В своем интервью он рассказал, что Пит Доктер постоянно у него спрашивал: «Правильно ли я это понял? Верно ли тут?» Вместе с командой он даже приехал делать замеры помещения в школе. Поэтому Pixar удалось максимально реалистично передать детали живой истории.

 Справа - Питер Арчер
Справа - Питер Арчер

А вот теперь мы подошли к главному - в чем же основная идея мультфильма?

Об идее картины

Если говорить в двух словах, то по моему мнению, эта картина показывает извечную и известную всем истину, о которой большинство из нас забыли или предпочли забыть под давлением жизненных обстоятельств. Истина заключается в том, что у каждого есть свое предназначение, свой дар, своя уникальность, которую не просто найти, но без чего жизнь души никогда не начнется на Земле. Не зря в мультфильме помимо главного героя есть второй по значимости персонаж - душа № 22, которая вот уже 1000 лет не может попасть в человеческий мир. 1000 лет она безрезультатно ищет свое предназначение. И пока оно не найдено, двери на Землю перед нею закрыты. И даже сам номер - 22 в сравнении с девятизначными номерами других душ, уже отыскавших свой путь, показывает, как много времени может занять поиск.

Кадр из мультфильма. Слева душа.  , справа - душа № 22.
Кадр из мультфильма. Слева душа. , справа - душа № 22.

Но картина не ограничивается одним лишь поиском предназначения. Она показывает проблему в куда более глобальном масштабе. На протяжении всей ленты мы видим как сложно найти свое предназначение, но как еще сложнее пронести его через всю жизнь, сделав основой своего существования. И если вдруг случается, что истинная сущность расходится с реальной действительностью, то связь тела и души начинает ослабевать, пока совсем не теряется на фоне огромного мира. И тогда тело живет на Земле, а заблудшая душа бесцельно блуждает в астральном мире, пытаясь отыскать начало, с которого началась ее жизнь.

Но тело не может жить без души, как душа не может жить без смысла. Запертая внутри физической оболочки, она мучается от того, что не живет, а существует. А с нею мучается человек, потому что именно душа составляет основу жизни. Эта бестелесная неизвестная нам оболочка, которую мы никогда не видели, но всегда чувствуем. И удаляясь от рождения, мы с каждым днем все меньше слышим ее голос, но все больше ощущаем ее боль.

Но даже когда казалось бы проблема души и тела высказана полностью, в самом конце мультфильма режиссеры выводят тему смысла жизни на Вселенский уровень. Они показывают задумавшемуся зрителю то, что достижение гармонии души и тела основано не только и не столько на следовании за своей душой. Душа во всем, что нас окружает. Она в каждом моменте, в каждом проявлении жизни, которая прекрасна сегодня и сейчас. И счастье заключается в том, чтобы идя за своей мечтой, не забыть радоваться жизни каждую минуту, превращая саму жизнь в одну большую и бесконечную мечту. И эту истину главному герою показала душа № 22. Она не могла найти свое предназначение, потому что просто любила жизнь во всех ее проявлениях. Для нее счастье было основано не на чем-то конкретном, а на самом факте познания, наполняющего нашу жизнь постоянным смыслом. И когда душа № 22 спрашивает у главного героя Джо Гарднера: "Может мое предназначение гулять и смотреть на звезды?", Джо по человечески стандартно отвечает ей: "Нет, это не само предназначение, это просто жизнь..." А для это души жизнь и была тем предназначением, ради которого мы все приходим в этот мир. Просто жить и радоваться каждому мгновению. И вот эта ошибочная нацеленность главного героя не на жизнь, а на сам факт достижения мечты, и приводит его к эмоционально-пустому финалу. Когда главного мечта Джо Гарднера исполняется, он стоит опустошенный, и не понимает, где то долгожданное переполняющее душу счастье, о котором он так мечтал в самом начале пути.

Кадр из мультфильма. Джо и Доротея Уильямс
Кадр из мультфильма. Джо и Доротея Уильямс

И тогда Доротея Уильямс, одна из героинь мультфильма, рассказывает Джо притчу о рыбке, которая мечтала попасть в океан.

"Как мне попасть в океан? - спросила рыбка другую рыбку.

- Ты уже в океане, - ответила другая рыбка.

- Но это же просто вода..."

(притча приводится по памяти, поэтому возможно небольшое словесное отклонение с сохранением общего смысла).

И в самом конце картины главный герой выходит из дома, в первый раз осознанно делая вдох, наполняющий его душу счастьем от того, что он просто живет.

-7

Если вам понравилась статья, буду рада вашим комментариям и оценкам. Также мне интересно узнать ваше впечатление о мультфильме. Пишите, поболтаем немного о жизни!